Особенности прокладки трубопровода
Прокладка труб дело не простое, требующее высокой квалификации и кропотливости. Существует несколько методов прокладки в зависимости от вещества, которое подается по трубам и от способа их укладки. В данной статье мы рассмотрим такой метод, как щитовая проходка. Необходимо иметь в виду, что данная работа является небезопасной и требует соблюдения техники безопасности, а также специальной экипировки: спецодежды и спецобуви. Кроме того, требуется точное соблюдение методики укладки труб. Об этом мы поговорим ниже.
При прокладке трубопровода методом щитовой проходки сначала разрабатывают до необходимой глубины шахту, в которую опускают щит, устанавливают его в рабочее положение и выверяют. После подключения и выверки всех приспособлений и приборов начинают проходку. Принцип работы щита заключается в сочетании вдавливания в забой его головной части, оборудованной горизонтальными площадками, и уплотнения бетонной смеси в хвостовой части усилиями домкратов. На площадках в головной части щита установлены выдвижные платформы, которыми можно расчленить зоны различных по свойствам грунтов.
Проходческий комплекс состоит из щита, опалубки с механизмами для ее переноса, транспортного моста, передвижной платформы с конвейером, бетоновода и пневмобетоноподатчиков. Опалубка состоит из 10 секций, каждая из которых собирается из трех частей: две верхние части шарнирно соединены между собой, а третья имеет шарнирно закрепленные откидные звенья.
Механизм для перемещения опалубки передвигается по рельсам, уложенным на балках транспортного моста, который одним концом опирается на щит, а другим — на переднюю часть передвижной платформы. Между балками моста расположен конвейер для подачи грунта от щита на конвейер передвижной платформы.
Тяговый трос крепят к специальному оголовку, привариваемому к концу трубопровода. Лебедку, при помощи которой протаскивают трубопровод, устанавливают на берегу на помосте, который воспринимает значительные усилия, возникающие при протаскивании трубопровода по дну реки.
Натягивая трос, перемещают трубопровод по эстакаде, подтягивают его к реке и затаскивают в русло до момента выхода конца секции трубопровода за пределы эстакады. С выходом конца секции, удаленного от реки, за пределы эстакады работы по протаскиванию приостанавливают и на эстакаду накатывают подготовленную заранее следующую секцию, приваривая ее к предыдущей.
Учитывая трудность проведения испытания этого стыка, все работы по его сварке нужно поручать наиболее квалифицированным сварщикам. Такие стыки должны быть просвечены гамма-лучами или проверены другим способом. Указанные требования предъявляют и к изоляции стыка, которую контролируют дефектоскопом.