Как пользоваться ареометром для электролита и тосола
Как пользоваться ареометром для электролита и тосола
Доброе время суток.
Что такое ареометр, все знают, что с помощью него измеряют плотность жидкости, но я хочу рассказать об ареометре «АЭТ-1» с помощью него можно измерить плотность электролита и тосола.
Первое что бросается в глаза при изучении товара в интернет магазине «АВТОАЛЛ», где выбор довольно богатый в отличии «автомагов», это то, что данный ареометр имеет цену 160 рублей, а если есть скидка и того меньше. Даже с учетом доставки сущие копейки.
Ареометр неотъемлемый прибор автолюбителя, который сам обслуживает свое авто, такой народ еще есть, я сам таким являюсь, и поэтому у меня есть ареометр, но пришлось купить еще один т.к. нет ничего вечного. Я выбрал эту модель «АЭТ-1».
Производитель наш, Российский г.Санкт-Петербург «ТОП АВТО» это плюс, мне приятно что производят у нас в России.Состоит из поплавка стеклянного, который откалиброван под электролит и тосол.
Красным овалом выделена шкала измерения тосола.
Шкала которая расположена внутри имеет градуировку (диапазон измерения плотности электролита, кг/м3 от 1100 до 1300). На 1270 кг/м3 есть отметка (подсказка) нормальная плотность электролита — полностью заряженного аккумулятора. Если показания меньше нормы (во всех банках), вывод — аккумулятор заряжать, если при промере плотность низкая (в одной из банок) значит банка — «сдохла», вывод — аккумулятор под замену. Градуировка для измерения тосола нанесена в Цельсиях (С) от -5 до -40. Удобно.
Поплавок находиться в корпусе или как называет производитель пипетка, у данной модели пластик.
Прозрачный пластик, матовасти нет, литьё качественное, я успел его по юзать, еще не помутнел, просто я лично после использования промываю в дистиллированной воде, сушу и только потом в тубус, отлит качественно, колхозить не пришлось, все резиновые элементы посажены плотно и не текут. Также на пипетке (корпус) имеется градуировка в ml. до 50ml. Это удобно если нужно знать объем набранной жидкости.
Груша и пробка с трубочкой для забора жидкости.
Изготовлены из резины (устойчивой к агрессивным жидкостям) — эластичная, мягкая, груша мнется хорошо, прилегает к корпусу (пипетке) плотно течи не было замечено при эксплуатации и забор жидкости не вызывает трудностей. Пробка с трубочкой выполнены одним узлом и устанавливается плотно, и при работе течи не было выявлено.
Сам тубус изготовлен из пластика, крышка которого может выполнять роль — лейки, удобно при заливке жидкости в аккумулятор (если есть в этом необходимость). Литье качественное — ровное, сам корпус плотный, хранение надежное.
Перед использование собираем устройство, это не сложно.
Не забываем про технику безопасности, все-таки с кислотой работать придется, это резиновые перчатки и очки (которые тоже можно купить в магазине «АВТОАЛЛ») — ценник пустяк, глаза орган нежный, а лечить дорого стоит, если что не так пойдет.
Производим забор в пипетку (корпус) с помощью груши, линия соприкосновения жидкости со стержнем ареометра (поплавка) соответствует значению плотности электролита в кг/м3, а если тосола то в Цельсиях. Измерения производятся при температуре 20С +/-2С.
Если измерения проводятся при температуре отличающейся от 20С, то к результатам измерений необходимо прибавить или вычесть следующие поправки из таблицы которая приведена в паспорте прибора (не во всех приборах паспорт или инструкция есть) — в этом есть.
Плотность зараженного аккумулятора 1270кг/м3.
Итог: Прибор нужный в гараже, по цене не дорогой, если доставка в другой регион — приходит в течении 2-3 рабочих дней, ну а если произошла печалька — сломался, цена просто сказка. Покупайте не стесняйтесь. Приветливые менеджеры магазина «АВТОАЛЛ» отправят заказ хоть на луну.
Как правильно пользоваться ареометром
Все профессиональные автомобилисты знают, что любой автомобиль требует ухода и обслуживания. Немаловажным в этом деле является поддержание в рабочем состоянии очень важного устройства – аккумуляторной батареи, которая обеспечивает запуск Вашего автомобиля и бесперебойную работу всех электрических систем.
Для того, чтобы аккумулятор служил долго, его необходимо обслуживать. Как мы знаем, наш аккумулятор в автомобиле заполнен электролитом и он выполняет важную роль в работе данного устройства. Об электролите мы подробно писали в статье «Что нужно знать об электролите в автомобильном аккумуляторе», а сейчас поговорим о том, каким прибором измерить важный параметр этого раствора кислоты и воды — плотность.
Что такое ареометр
Для начала «пару слов» о плотности, плотность — это удельный вес кислоты, которая смешана с дистиллированной водой, по отношению ко всему объему раствора. Если попроще – это кислотность данной смеси.
Измеряется плотность ареометром, принцип действия которого основан на законе Архимеда, в соответствии с которым на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, величина которой равна весу вытесненной данным телом жидкости.
Плотность исследуемой жидкости, в нашем случае электролита, можно определить по глубине погружения ареометра, т.е. объему жидкости, вытесненной им, и весу ареометра.
Конструкция ареометра для электролита
Ареометры бывают разные, все зависит от того, плотность какой жидкости Вы будете измерять. Так как этот информационный сайт о аккумуляторах, нас конечно интересует прибор, который в народе называется «автомобильный ареометр». Конструкция автомобильного ареометра довольно проста. Он состоит из:
- Стеклянной или пластиковой трубки
- Резиновой груши
- Пипетки
- Ареометра
К одному концу стеклянной трубки крепится резиновая пипетка с длинным носиком, чтобы достать до пластин аккумуляторной батареи. Почему резиновая, чтобы не повредить пластины и сепараторы аккумулятора.
Во внутрь трубки вставляется ареометр, который представляет из себя герметично запаянную стеклянную трубку, внутри которой с одного конца заложен балластный грузик (грузиком может служить металл, а может и какое нибудь другое вещество). С другого конца эта трубка перетекает в стеклянную палочку меньшего диаметра на которой нанесена измерительная шкала.
С другой стороны стеклянной трубки-корпуса крепится резиновая груша, с помощью которой мы и закачиваем электролит из аккумулятора в наш ареометр и обратно в банку батареи.
Есть конечно приборы для измерения плотности и немного другой конструкции. Например поплавковый “Индикатор плотности”, внутри полости которого располагается несколько пластиковых поплавков различного цвета.
Работает он по такому же принципу как и вышеописанный ареометр, на тех же законах физики. Точно так же электролит с помощью резиновой груши закачивается в прибор и всплывающие поплавочки показывают плотность раствора. Однако точность измерений таким “Индикатором плотности” оставляет желать лучшего, поплавки то всплывают, то не всплывают, хотя электролит один и тот же.
Техника безопасности при измерении плотности электролита ареометром
Прежде чем начать измерять ареометром плотность электролита Вашего аккумулятора, следует помнить, что Вы работаете с кислотой и необходимо соблюсти элементарные меры безопасности.
Обязательно нужно одеть очки для защиты глаз, резиновые перчатки фартук. Попадание электролита на открытые участки кожи и глаза вызовет химический ожог.
При попадании электролита на кожу либо глаза следует незамедлительно промыть эти места обильным количеством проточной воды в течениии 15 — 20 минут, после можно промыть обожженые участки мыльной водой или раствором воды с содой в концентрации чайная ложка на 200-300мл воды, этими действиями Вы понизите концентрацию химического вещества . Обработка пораженных участков кожи не отменяет вызов скорой помощи или срочного обращения в больницу.
Как измерить плотность ареометром
Чтобы измерить плотность электролита в аккумуляторе необходимо выдержать условия, от которых зависят показания наших измерений:
- Аккумуляторная батарея должна быть заряжена
- Сразу после зарядки замерять плотность нельзя, нужно подождать 3-5 часов.
- Показания ареометра следует корректировать в зависимости от температуры электролита.
Наиболее точные данные будут при температуре раствора в 27 градусов С. Если температура ниже, нужно вычесть 0,004 доли единицы на каждые 6 градусов C, если выше прибавить тоже значение.
Перед тем как откручивать крышки банок АКБ, тщательно протрите поверхность батареи, чтобы грязь не попадала внутрь, это может послужить уменьшению срока эксплуатации Вашего изделия.
Сама процедура измерения довольно проста. Собираем ареометр: присоединяем к корпусу-трубке пипетку, в корпус помещаем денсиметр, и закрываем корпус с другой стороны резиновой грушей.
Поочередно в каждой банке измеряем плотность. Для этого опускаем носик-пипетку до пластин и в корпус ареометра с помощью резиновой груши набираем раствор кислоты. Не следует набирать очень много электролита, денсиметр может уперется в грушу и показания будут неточными, если раствора будет мало, то денсиметр не всплывёт. Необходимо набирать такое количество раствора кислоты, чтобы денсиметр без помех плавал.
Показания плотности нашего электролита можно посмотреть на пересечении шкалы ареометра и поверхности раствора. Учитывайте то, что у приборов бывают разные шкалы, в некоторых пишут показания в г/см3, но бывают шкалы и в кг/м3, тогда чтобы получить привычные нам цифры, показания нужно разделить на 1000.
В зависимости от значений которые Вы получили можно принять решение о корректировке раствора кислоты. Как поднять плотность электролита мы писали ранее в статье “Поднимем плотность электролита в аккумуляторе”.
У некоторых ареометров есть шкала для измерения плотности тосола ареометром. Для чего нужно измерять плотность тосола? Этот показатель в основном нужен зимой и в северных регионах страны. Дело в том, что по плотности тосола мы можем определить температуру его кристализации(замерзания), это очень важно при низких температурах для обеспечения нормального функционирования мотора автомобиля.
Обязательно промывайте ареометр после использования не менее трех раз и желательно дистиллированной водой. Эта простейшая процедура продлит жизнь Вашего прибора не на один год.
Продаваемые марки ареометров в России
Выбор марок ареометров на рынке нашей страны достаточно велик, но по факту они представляют практически одинаковые устройства. Различия только в качестве использованного материала для изготовления приборов.
Ареометр ИП1
Из общего однообразия выделяется ареометр ИП1, который изготовлен не с стандартным стеклянным ареометром, а с набором пластиковых палочек, напротив которых на корпусе написано своё значение плотности. После наполнения полости устройства электролитом палочки всплывают и значение плотности считывается по шкале с той, которая всплыла последней.
Предел измерения этого прибора от 1,19 г/см3 до 1,31 г/см.
Цена деления шкалы 0,02 г/см.
Ареометр ИП1 — “Индикатор плотности — 1” не совсем точный прибор, но он достаточно распространён среди автомобилистов, наверное по причине малой стоимости ( примерная стоимость в магазинах 100 рублей) и компактности.
Далее можно рассмотреть ареометры стоимостью от 100 до 250 рублей. Марок приборов в этом диапазоне достаточно много.
Ареометр Орион АР-02
На фоне всего этого многообразия выделяется продукция, уже знакомого нам по серии зарядных устройств, предприятия из Санкт-Петербурга ООО “НПП ОРИОН СПБ” ареометр Орион АР-02.
Это единственный прибор на который я нашел инструкцию. Её можно почитать и скачать здесь.
Принцип работы, техника безопасности и процесс измерения описан выше, давайте посмотрим как выглядят остальные экземпляры на картинках и о некоторых небольшое видео.
Ареометр для электролита Autovirazh AV-9901
Ареометр для электролита Sparta 549125
Отзывы в интернете о ареометре Sparta 549125 очень приличные, видимо изделие сделано качественно.
Ареометр для электролита SKYBEAR 623000
Из импортных ареометров в продаже моделей не много, но можно найти такие:
1. JTC-1039 BATTERY TESTER
Такие модели ареометров немного дороже, их стоимость уже будет варьироваться от 300 до 600 рублей. Они компактны и с эргономичным дизайном. Такой прибор приятно держать в руке, и его не надо собирать разбирать, что конечно удобно.
2. Hella Hydro Volt
Hella Hydro Volt — прибор для измерения плотности достаточно качественного исполнения. Компактный, интересный , в нем груша выполнена прямо в корпусе. Как пишут магазины: “Данная модель отличается высокой точностью, погрешность измерений не превышает 1 процента.“
Цена на данный прибор колеблется от 800 и даже до 1400 рублей, по данным интернет магазинов.
Ареометр АЭТ-1 для электролита и тосола
Ареометр для электролита и тосола АЭТ-1 с термометром предназначен для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах и температуры замерзания тосола в системе охлаждения двигателя автомобиля. Ареометр АЭТ-1 имеет в комплекте устройство для отбора жидкости (получается полноценный набор автомобилиста).
В первую очередь ареометр АЭТ-1 используется автомобилистами для определения плотности электролита в обслуживаемом автомобильном аккумуляторе. Хотя также применяется на СТО, в частных автомастерских и на некоторых видах производства.
Ареометр АЭТ-1 для электролита и тосола позволяет измерять плотность электролита в аккумуляторе в диапазоне от 1100кг/м 3 до 1300 кг/м 3 , определять температуру замерзания тосола в диапазоне от -5°С до -40°С.
Когда обслуживаемый автомобильный аккумулятор перестает держать заряд, многие автомобилисты сразу бегут в автомагазин за новой АКБ. Хотя зачастую такой обслуживаемый аккумулятор можно реанимировать (по крайней мере попытаться это сделать) путем увеличения плотности электролита в аккумуляторе, но для этого эту самую плотность нужно чем-то померять. Варианты «на глаз» и «на вкус» отмечаем сразу как нерабочие, потребуется специальный прибор для измерения плотности жидкостей – ареометр. Стоит отметить, что ареометры бывают разных видов, нам потребуется специальный ареометр для электролита, например АЭТ-1. Купить ареометр АЭТ-1 можно в автомагазинах, стоит он совсем недорого.
Ареометр АЭТ-1 представляет собой трубку, выполненную из прочного стекла. Нижняя часть трубки расширена и заполнена балластом (для веса). Верхняя часть прибора заужена, на ней имеется градуированная шкала с ценой деления 10 кг/м 3 для измерения плотности электролита и 5°С для определения температуры замерзания тосола.
Ареометр для электролита и тосола АЭТ-1, как и любой другой измерительный прибор, проходит обязательную первичную заводскую поверку и поставляется со свидетельством о прохождении первичной поверки и инструкцией по применению. Сам ареометр продается в защитном пластмассовом тубусе с крышкой-воронкой. Весь ареометр можно разобрать за пару секунд.
Также в комплекте имеется устройство для отбора жидкостей, изготовленное из кислотоустойчивого прозрачного полимера. Устройство состоит из пипетки, резинового баллона, заглушки и пробки с наконечником. Снаружи на устройстве есть своя шкала, которая показывает объем жидкости, которая была взята для анализа. При сборке необходимо установить ареометр внутри устройства для забора жидкости балластом вниз.
Как пользоваться ареометром для электролита и тосола АЭТ-1
- Открутить пробки и другие заслонки на аккумуляторе, обеспечить доступ к электролиту. Для тосола – похожие манипуляции в системе охлаждения двигателя – обеспечить доступ к тосолу.
- Заранее подготовленное устройство для забора жидкости с ареометром внутри установить вертикально (наконечником вниз, а грушей вверх).
- Сильно сжать грушу, чтобы вытолкнуть из нее весь воздух и вставить в емкость с электролитом (тосолом). Чем сильнее выжмете воздух из груши, тем больше жидкости попадет в заборное устройство, и тем быстрее вы проведете измерение. Не у всех получается с первого раза – здесь нужен опыт (или терпение), поэтому не отчаивайтесь.
- Наберите для анализа столько жидкости, чтобы ареометр свободно в ней плавал в вертикальном положении, не задевал дно и стенки заборного устройства. Следите за тем, чтобы уровень жидкости в заборном устройстве не снижался, иначе резко вырастет погрешность измерения.
- Посмотрите результат на соответствующей шкале (шкала плотности электролита или шкала температуры для тосола).
- Измерения производить при температуре жидкости (20±2)°C. Если температура измеряемой жидкости другая, то необходимо делать поправки на температуру согласно таблице, указанной в инструкции к ареометру АЭТ-1.
После окончания измерения ареометр и заборное устройство хорошо помойте чистой водой, насухо вытрите и сложите в футляр. Не промывайте прибор растворителем, бензином, ацетоном и другими подобными средствами.
Помните: если нужно добавить воды в кислотный аккумулятор, то правильно будет добавлять кислоту в воду, а не наоборот, иначе можно получить химический ожог!
Хранить и транспортировать стеклянный ареометр следует в вертикальном положении балластом вниз. Любые случайные удары могут привести к трещинам и повреждению столбика жидкости в термометре, поэтому обращаться с ареометром следует осторожно и аккуратно. Для дополнительной защиты от механических повреждений прибор поставляется в пластмассовом тубусе.
Ареометр для электролита: как пользоваться
Плотность электролита определяет надежную работу и долгий срок службы аккумуляторной батареи. Поэтому она нуждается в постоянном контроле, особенно в холодное время года. Процедура эта несложная и многие автолюбители делают ее самостоятельно. Необходимо только соблюдать технику безопасности и заранее обзавестись специальным прибором — ареометром для электролита. Кроме того, конечно, потребуются элементарные навыки обращения с ним.
Что такое плотность
Электролит – это смесь серной кислоты и воды. Разведены они в определенной пропорции. Даже людям с отрывочными знаниями школьного курса физики известно, что масса одно литра воды составляет 1 килограмм. Это значит, что ее плотность равна 1 г/см3. У кислоты этот показатель — 1.84, а в электролите, при оптимальных условиях, ее содержится около 35%. Это приблизительно третья часть. Опустив ненужные здесь математические вычисления, получаем что идеальная плотность электролита — 1.27 г/см3. На практике это значение может незначительно меняться в большую, или меньшую сторону. Однако показания ареометра для электролита должны находиться в пределах 1.26 — 1.28.
Зависимость плотности от состояния АКБ
Вам будет интересно: Как использовать телефон как модем для компьютера?
В реальном аккумуляторе это величина непостоянная, сильно зависящая от степени его заряженности. Чем больше разряжена батарея, тем ниже плотность ее электролита. Причина тому — химические реакции, протекающие в аккумуляторе. При разряде часть серной кислоты превращается в сульфат свинца, массовая доля воды увеличивается, значит, плотность падает. Заряд батареи характеризуется обратным процессом. Таким образом, по плотности косвенно можно судить о состоянии батареи на данный момент. Чем она выше, тем больше напряжение на клеммах АКБ. Правда, не всегда высокая плотность – это хорошо. Иногда из-за неисправности электрооборудования, повышается напряжение бортовой сети, и батарея начинает кипеть. Испаряется в первую очередь вода, значит, увеличивается процент содержания кислоты. Если ареометр для электролита, показывает, что плотность больше чем 1.35, значит нужно принимать срочные меры. Высокое содержание кислоты, вызывает осыпание активного слоя пластин батареи. Процесс этот необратимый и обязательно приведет к сокращению срока службы аккумулятора.
Принцип работы ареометра
Важность периодического измерения плотности понятна. Что прибор, для этого предназначенный, называется ареометром — тоже. Теперь необходимо коротко уяснить его работу, это поможет при дальнейшем его использовании. Принцип действия денсиметра, так иногда называют ареометр, основан на известном всем законе Архимеда. В его основе равенство объемов погружаемого тела и вытесняемой им жидкости. Однако предметы имеют различную плотность. Поэтому на практике равновесие наступит при погружении тела на определенную глубину. В этом и заключается принцип действия ареометра для электролита и любой другой жидкости.
Вам будет интересно: Заблокирован Apple ID: что делать? Причины и способы разблокировки
Конструкция
Денсиметр — это стеклянный поплавок определенного объема и массы. При погружении в жидкость он опускается на некоторую глубину: чем плотность меньше, тем ниже. Для считывания показаний на ареометре имеется шкала. Проградуирована она в соответствии с плотностью измеряемой жидкости. Так устроен денсиметр в общем случае. Для аккумулятора такой способ не годится. Поплавок можно опустить в банку АКБ, но погрузиться ему помешают свинцовые пластины. Поэтому ареометр плотности электролита устроен несколько иначе. Он находится внутри стеклянной колбы, с одной стороны которой установлен тонкий пластиковый наконечник, с другой — резиновая «груша». С их помощью сосуд заполняется электролитом. Его объем относительно невелик, но учитывая что диаметр колбы маленький, это позволяет денсиметру погружаться на достаточную для измерения плотности глубину.
Меры техники безопасности
Начинать нужно с подготовительных работ. Заранее позаботиться о перчатках и средствах защиты глаз и органов дыхания. К этому стоит отнестись серьезно: электролит является едкой жидкостью. Можно производить измерения на самом автомобиле, но все же лучше аккумулятор снять, и установить на ровную поверхность. Работать так удобнее, да и не пострадает лакокрасочное покрытие автомобиля. Перед тем как пользоваться ареометром для электролита необходимо произвести его внешний осмотр. Денсиметр прибор очень хрупкий и не прощает небрежного с ним обращения. В случае механических повреждений могут возникнуть трещины и сколы, что приведет к вытеканию электролита из колбы. Если все меры безопасности соблюдены, можно переходить непосредственно к выполнению работ.
Измерение плотности
Измерение электролита ареометром производится в следующей последовательности.
- Открутить крышки всех банок на аккумуляторе.
- Взять ареометр правой рукой за резиновую «грушу».
- Наконечник денсиметра опустить в контролируемую «банку».
- В колбу должно поступить количество жидкости достаточное для того, чтобы поплавок свободно в ней плавал.
- Если с первого раза не получилось необходимо повторить операцию. При этом нужно стараться держать прибор вертикально.
- Когда удастся набрать достаточное количество электролита, необходимо, не делая резких движений, добиться полного равновесия ареометра. При этом он не должен касаться стенок колбы.
- Считать показания по шкале денсиметра. Поверхность электролита должна совпасть с одной из ее меток. Здесь есть одна тонкость. Между поплавком и стенками колбы образуются сферические углубления так называемые мениски: показания нужно отсчитывать по их нижнему срезу.
- Плотность должна быть приблизительно одинаковой во всех «банках» и находиться в пределах 1,26 — 1,28 г/см3.
Может случиться так, что некоторые элементы аккумулятора окажутся сухими. Это очень часто случается у владельцев, пренебрегающих обслуживанием АКБ. Банка, естественно, не сухая в привычном понимании этого слова, просто из нее выкипела вода, и электролит опустился ниже свинцовых решеток. Обычно это происходит с крайними элементами. В этом случае, перед тем как измерить электролит ареометром необходимо довести его уровня до нормы. Для этого нужно долить в банку дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть выше поверхности банок приблизительно на 1 см.
Какой ареометр выбрать для последующего использования
Денсиметр вещь хрупкая и одалживают его крайне неохотно. Поэтому для периодического контроля плотности электролита, в гараже лучше иметь свой, тем более что цена его невелика. В настоящее время в продаже имеется большой выбор ареометров, включая электронные. Нет никакого смысла переплачивать за ненужные функции.
Для гаражного использования вполне хватит классического, поплавкового. Можно приобрести универсальный ареометр, для электролита и тосола. Его шкала проградуирована для измерения двух жидкостей, что не будет лишним при подготовке автомобиля к зиме.
Как пользоваться ареометром для электролита и тосола
пятница, 31 октября 2014 г.
Персональный сайт — ареометр автомобильный , ареометр для электролита и тосола, ареометр , измерение ареометром, +как пользоваться ареометром, измерение плотности ареомет
— в физике так называется прибор, который служит для определения плотности, а следовательно и удельного веса тел.
Устройство Ареометра основано на гидростатическом законе , по которому каждое тело плавает в жидкости столь глубоко погруженным в неё, что вес вытесненной им жидкости равен весу всего плавающего тела (в данном случае под телом подразумевается ареометр).
Конкретно в нашем случае при измерении плотности электролита плотность воды 1кг/дм3 что соответствует отметке 0 градусов цельсия. Т.е. это значит что что чем плотнее жидкость по отношению к воде тем выше будет всплывать ареометр. Необходимо только замерить на сколько.Производители ареометров всё посчитали — сидеть с таблицами концентрации и калькулятором не придется. Для этого Ареометр снабжен шкалой, на которой уже отмечены все практические необходимые высоты всплытия ареометра. Причем высоты уже отмечены в пересчете на температуру застывания тосола и плотность электролита.
Для автомобилистов практическое значение имеет ареометр автомобильный для измерения плотности электролита и тосола. Ареометр плотности электролита? на какое-то время уходил в тень, виною тому была мода на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы. Однако в последнее время производители аккумуляторов вновь вернулись к частично обслуживаемой схеме (аккумуляторы с крышечками для контроля и долива электролита) т.к. вынуждены признать большую практичность такой схемы. Вмести с частично обслуживаемыми аккумуляторами вернулись и ареометры для электролита.
Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.
С помощью баллона в верхней части ареометра через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.
Линия соприкосновения жидкости со стержнем ареометра соответствует значению плотности электролита в кг/дм3 или температуре замерзания тосола в °С. Измерения производить при температуре 20 +/- 2°С.Ареометр автомобильный купить можно ,пожалуй , в любом магазине автозапчастей по сходной цене (от 5$). Особо увлекаться не стоит — подойдёт обычный недорогой ареометр для электролита и тосола. В продаже встречаются комбинированные ареометры для электролита и тосола- ареометр для измерения плотности электролита и тосола. На фото краткие обозначения основных частей комплекта автомобильного ареометра.
Правда при проверки плотности антифриза возможны подводные камни: дорогие синтетические антифризы изготовлены на иной основе нежели обычные тосолы (которые делают из этиленгликоля). С этим связана довольно большая погрешность возникающая при замере температуры застывания синтетического антифриза с помощью ареометра. В этом случае стоит провести контрольную проверку охлаждающей жидкости замораживанием пробы ОЖ в холодильнике.
Измерение плотности ареометром:
Ареометра для электролита и тосола предназначен для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах в диапазоне от 1100кг/м3 до 1300 кт/м3 и определения температуры замерзания тосола в системе охлаждения двигателя автомобиля в диапазоне от минус 5 °С до минус 40 °С.
Измерения плотности рекомендуется производить при температуре 20 +/- 2°С , если измерения проводятся при температуре, отличающейся от 20°С, то к результатам измерений необходимо прибавить или вычесть поправки .
Например: Если при данной температуре измерений поправка по таблице со знаком минус, то она отнимается от результата измерения. Если поправка со знаком плюс, то она прибавляется к результату измерений.?В наборе автомобилиста не будет лишним ареометр для электролита и тосола АЭТ-1, который предназначен для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах (рис. 1) в диапазоне от 1100 кг/м 3 до 1300 кг/м 3 и определения температуры замерзания тосола (рис. 2) в системе охлаждения двигателя автомобиля в диапазоне от минус 5°С до минус 40°С, а также из устройства для отбора жидкости (электролита или тосола). Ареометр находится внутри пластикового резервуара, и при заборе измеряемой жидкости с помощью резиновой груши занимает определённое положение, которое считывается человеком по уровню мениска. Все части ареометра упакованы в пластиковый тубус, который закрывается крышкой. Крышка выполнена в форме маленькой воронки, через которую удобно вливать электролит в аккумуляторную батарею.
1. КОМПЛЕКТНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Ареометр для электролита и тосола АЭТ-1, шт . 1
а) диапазон измерений плотности электролита, кг/м 3 . от 1100 до 1300- цена деления шкалы для электролита, кг/м3 . 10
- предел допускаемой погрешности, кг/м3 . ±10
б) диапазон показаний температуры замерзания тосола, °С . от минус 5°С до минус 40°С
- цена деления шкалы для тосола, °С . 5
- предел допускаемой погрешности, °С . ±5
1.2. Устройство для отбора жидкости (электролита или тосола)
- пипетка полимерная, шт . 1
- баллон резиновый, шт . 1
- заглушка резиновая, шт . 1
- пробка с наконечником резиновая, шт . 1
1.3. Паспорт, шт . 1
1.4. Тубус упаковочный, шт . 1
1.5. Вес ареометра с чехлом и паспортом — 135 гр.
1.6. Длина ареометра в собранном виде, подготовленного к работе — 350 мм.
1.7. Длина упаковочного тубуса в сборе — 305 мм.2. УСТРОЙСТВО И РАБОТА
2.1. Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м 3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.
2.2. Устройство для отбора жидкости служит для отбора электролита из аккумулятора или тосола из системы охлаждения двигателя.
2.3. Перед началом работы необходимо собрать устройство для отбора жидкости, как показано на рис.3
С помощью баллона через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.
2.4. Линия соприкосновения жидкости со стержнем ареометра соответствует значению плотности электролита в кг/м 3 или температуре замерзания тосола в °С (рис. 4) .
Измерения проводить при температуре (20 ± 2)°С.
Если измерения проводятся при температуре, отличающейся от 20°С, то к результатам измерений необходимо прибавить или вычесть следующие поправки (таблица 1) .
Например: Если при данной температуре измерений поправка по таблице со знаком минус, то она отнимается от результата измерения. Если поправка со знаком плюс, то она прибавляется к результату измерений.Как правильно пользоваться ареометром?
Одним из ключевых вопросов при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации является состояние аккумуляторной батареи. Контролируется уровень электролита в устройстве, степень разрядки батареи. Для условий суровой эксплуатации также следует вспомнить, как проверить плотность аккумулятора ареометром, и измерить показатель для АКБ.
Электролит представляет собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды, образованную соединением разных пропорций двух жидкостей. К примеру, при значении 1,27 г/см3 пропорцию следует понимать как 1,27 части кислоты в 1 доли воды.
Нормальные показания плотности лежат в диапазоне от 1,25 до 1,28 г/см3. При этом значения 1,25 будет достаточно при эксплуатации вплоть до температуры «-5 С°». В условиях суровой зимы плотность следует поддерживать в верхнем диапазоне – от 1,28 и до 1,30 г/см3.
При регулярных процессах разрядки и зарядки происходит частичное выкипание воды из электролита. А вот если случалась глубокая разрядка АКБ, или зарядка проводилась сильным током с активным кипением, то возможно и снижение уровня кислоты в растворе.
Если проверка плотности электролита в аккумуляторе отразила заниженное значение, то для повышения плотности используют доливку только состава с повышенным значением. Нельзя в этих целях доливать только кислоту или воду.
Что такое ареометр?
Ответ на вопрос, что такое ареометр несложно составить, если рассмотреть состав слова:
- Арео – разряженный, что подходит для жидкости;
- Метр – измерить.
Принцип работы ареометра основан на законе Архимеда, когда на тело, помещенное в жидкость, действует сила, связанная с плотностью самой жидкой среды. Другим словом, плотность влияет на уровень погружения предмета, которым и является измерительный прибор.
Следует учитывать, что при помощи общего принципа действия измеряют плотность спиртовых растворов, антифризов. Поэтому при выборе автомобильного ареометра учитывают область применения конкретной модели.
Конструкция ареометра для электролита
Конструктивные особенности устройства связаны с его техническими особенностями. Так, ареометр для электролита аналогового принципа действия состоит из следующих ключевых элементов:
- Стеклянная или пластиковая колба.
- Резиновая груша.
- Пипетка.
- Собственно ареометр. Измерительный элемент является герметично запаянным. В нижней части расположен грузик, а сверху – нанесена измерительная шкала.
При заборе жидкости в колбу становится понятно, как работает ареометр, когда поплавок загруженной частью опускается в электролит. Выступающая шкала с делениями позволяет точно определить показатель плотности.
Классификация приборов будет неполной, если не отразить все разновидности современных устройств. Виды ареометров дополняют цифровые приборы, которые способны точно измерить жидкости любого рода – электролиты, антифризы. Такие устройства, как ареометр электронный, легко поддаются калибровке по дистиллированной воде, но с учетом большей стоимости редко используются в индивидуальных условиях.
Техника безопасности при измерении плотности электролита ареометром
При выполнении замеров следует учитывать, что предстоит взаимодействие с агрессивной химической средой. Опасное действие раствора возможно в следующих случаях:
- при попадании в глаза;
- за счет возможного контакта с кожными покровами;
- при воздействии на слизистую оболочку или при вдыхании паров.
Перед работами вспомните, для чего нужен ареометр, и позаботьтесь о собственной безопасности. Потребуются защитные очки, перчатки и прорезиненный фартук. В случае профессиональной деятельности аккумуляторщика, помещение должно хорошо проветриваться или иметь высокоэффективную вентиляцию.
В случае попадания электролита на открытые участки кожи, обильно промывают их водой. Для нейтрализации действия кислоты применяют содовый раствор из расчета 1 столовая ложка на 200-300 мл воды. Подойдет и мыльный раствор.
Наряду с опасностями при измерении, частые случаи повреждений отмечены при самостоятельном приготовлении электролита для корректировки в батарее. Стоит помнить, что всегда добавляется кислота в дистиллированную воду, а не наоборот. Ошибка приводит к чрезмерному разбрызгиванию вещества.
Как измерить плотность ареометром?
До начала измерений потребуется вспомнить, как правильно пользоваться ареометром. Следует проверить несколько положений:
- Аккумуляторная батарея должна быть заряжена на 100%. При необходимости подзарядки требуется оставить батарею в состоянии покоя на 3-5 часов.
- При получении показаний их следует подвергнуть корректировке. К примеру, при температуре менее 0 °C, показание корректируют на 0,01 г/см3 в сторону уменьшения на каждые 15 градусов. Тоже делают и при «плюсовой» температуре, но в сторону увеличения.
- Показания плотности в разных банках не должны значительно отличаться (в пределах 0,01 г/см3).
При значениях в диапазоне 1,10 до 1,20 г/см3 фиксируют сильный разряд, что не всегда позволит реанимировать АКБ. Особенно, после длительного простоя разряженного аккумулятора.
В общем виде для измерения плотности электролита следует выполнить последовательные действия:
- в открытую банку батареи опускаем один конец открытой колбы;
- при закрытии верхнего отверстия, часть жидкости останется внутри;
- электролит переносим в измерительный сосуд, и набираем достаточное количество жидкости;
- проводим измерения путем внесения ареометра в раствор.
По окончании замеров во всех банках принимаем решение по дальнейшим действиям.
Продаваемые марки ареометров в России
Выбор измерительных средств в магазинах достаточно широк. При этом приборы имеют схожее устройство. И только за счет удобства использования и качества материалов слегка отличаются в цене. Ценовой диапазон лежит в области от 100 до 1500 рублей за качественные экземпляры.
Ареометр ИП-1
Самый простой прибор, если пользователь подзабыл, как измерить плотность электролита. При наполнении измерительной полости электролитом искомое значение определяют по пластиковой палочке, всплывшей в растворе в последнюю очередь. Диапазон измерений устройства – от 1,19 до 1,31 (г/см3).
С учетом невысокой стоимости – от 100 рублей, прибору прощают относительно высокую погрешность (до 0,02 единиц).Прибор Орион АР-2
Компактный образец одноименного завода и Санкт-Петербурга. Прибор собран по классической схеме, и имеет небольшие габаритные размеры.
Диапазон измерений от 1,10 до 1,30 единиц. Производитель снабжает устройство подробной инструкцией, поэтому вспоминать, как пользоваться ареометром, не придется. При аккуратном обращении удается получить показания с погрешностью не более цены деления – 0,01.Ареометр для электролита Autovirazh AV 9901
Изделие производителя из Китая. На упаковке приводятся корректировочные таблицы с учетом температуры измерения. Также пользователю помогают определить уровень разряда батареи.
Изделие имеет индивидуальную упаковку и стоит в пределах 100-150 рублей.Ареометр для электролита Sparta 549125
Устройство с близким исполнением по отношению к предыдущему образцу. В комплектацию входят поплавки разной плавучести, что позволяет расширить диапазон применений.
Цена на прибор также находится в интервале до 200 рублей.Ареометр для электролита Skybear 623000
Прибор классического исполнения имеет стеклянную трубку и грушу с пипеткой из качественной резины.
Диапазон измерений расположен в пределах 1,10 до 1,30 единиц. С учетом хорошего качества исходных материалов, производитель предоставляет годовую гарантию.Устройство 1 JTC 1039 battery tester
Образец от производителя из Тайваня имеет привлекательный внешний вид и оригинальную конструкцию.
Проверить плотность удается с высокой точностью. Радует и хорошее качество изготовления. Не хватает только индивидуальной упаковки. Стоимость находится в пределах 350-400 рублей.Устройство 2 Hella Hydro Wolt
Оригинальное изделие позволяет не придерживаться точных рекомендаций, как пользоваться ареометром для аккумулятора. Прибор имеет аналоговый вращающийся циферблат и удобную кнопку заборной груши.Линейка с цифрами рассчитана на фиксацию даже тысячных долей от целой единицы. Это только повышает доверие к образцу. При этом цена лежит в диапазоне от 800 до 1400 рублей.
Таким образом, измерение плотности электролита не является сложным процессом. А невысокая стоимость изделий не вынуждает собирать ареометр своими руками. Прибор обязательно следует приобрести перед подготовкой АКБ к длительной эксплуатации.
Видео про использование ареометра