Как определить класс подшипника
Дополнительные условные обозначения российских подшипников качения
I. Обозначение класса точности подшипников
По ГОСТ 520-89 установлены следующие классы точности подшипников:
— 0, 6, 5, 4, 2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
— 0, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
— 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников.
В условном обозначении подшипников класса точности 6Х проставляют только знак Х.
Установлены дополнительные классы точности подшипников — 8 и 7 ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.
Перечень классов точности дан в порядке повышения точности. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении подшипника не указывается. Классы точности ставятся через дефис непосредственно перед цифровой частью условного обозначения подшипника.
Например: 6-205, где 6-класс точности радиального однорядного подшипника 205.
II. Oбозначение радиального зазора подшипников
Радиальные зазоры в подшипниках обозначаются номерами групп по ГОСТ 24810-81: «Подшипники качения. Зазоры. Размеры».
Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.
Например: 70-205, где 7 — группа радиального зазора, 0 — класс точности радиального однорядного подшипника 205.Нормальная группа радиального зазора в условном обозначении подшипника не указывается. Специальные требования к величине радиального зазора, отличные от ГОСТ 24810-81, обозначаются буквой Н.
Например: НО-42317 М, где Н — дополнительная группа радиального зазора, а 0 — класс точности подшипника 42317 М.
III. Обозначение момента трения подшипников
Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 «Нормы момента трения».
Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.
Примеры обозначения подшипников: 125-25 — подшипник шариковый радиальный однорядный класса точности 5 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по второй группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по первому ряду;
4М6-1000900 — подшипник шариковый радиальный однорядный 1000900 класса точности 6 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по четвертому ряду.
IV. Обозначение категорий подшипников
В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ520-89 установлены три категории подшипников — А, В, С:
— к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;
— к категории В относятся подшипники классов точности О, 6Х, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);
— к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, О, 6.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенных классов точности в соответствии с требованием ГОСТ 520-89 без отнесения к категории А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливаются.
Обозначение категорий А и В проставляют:
— перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;
— перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205, при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак О, например В0-205.
В условном обозначении подшипников категории А и В с дополнительными техническими требованиями перед знаком категории указывается знак (1,- 2, 3 и т.д.), обозначающий дополнительные технические требования. Знак дополнительных технических требований не маркируют на кольцах подшипников, а указывают в конструкторской документации, на коробке или бандероли, в товарно-сопроводительной документации подшипников, а также при их заказе.
В условном обозначении подшипников категории С категорию не указывают и не маркируют.
V. Обозначения, характеризующие материал деталей подшипников, конструктивные отличия и специальные технические требования.
Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей, конструкции, покрытиям, зазорам, чистоте обработки, допускаемым отклонениям на размеры деталей и другим признакам, имеют следующие дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного обозначения.
Подшипники в России
Продажа подшипников в России. Поставщики. Советы при покупке подшипников. Цены. Каталоги. Производители. Импортные и отечественные.
Отдел продаж +7(499) 322 93 30
Почта для заявок: samip@bearingshop.ru
Классы точности подшипников
Класс точности подшипника качения — чрезвычайно важный его параметр, зачастую не менее важный, чем его размер, то есть подшипник низшего класса и высшего соотносятся между собой практически как два разных подшипника. На станки и другие механизмы, требующие высокой точности вращения, устанавливаются изделия самых высоких степеней точности, в сельскохозяйственное оборудование, массово распространенные механизмы, продукцию общего машиностроения — наименее низкого класса. Подшипники самых высоких классов называют также прецизионными . Если взять за пример шпиндель металлообрабатывающего станка, то, если в него установить подшипник шестого или нулевого класса (низкого), он просто не сможет обрабатывать изделия как положено.
Различие заключается как в точности изготовления деталей (допуска), включая их габаритные размеры, так и всего подшипника и точности его вращения, при этом, если точность деталей разная, подшипнику присваивается класс наименее точной из них.
Разумеется, класс точности подшипника очень сильно влияет на его цену, например, один и тот же тип 46115 по классу точности 6 (для общего применения) будет стоить порядка 700 рублей, а по классу Т (высокоточный для станков) — 2500, то есть более, чем в 3 раза дороже.
Современная система классов точности подшипников качения
Подшипник самого высокого класса точности
По современной системе маркировки подшипников, принятой в нашей стране различают следующие классы точности в порядке их повышения .
Для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально- упорных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2
Для роликовых конических подшипников:
8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2
Для упорных и упорно-радиальных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2
Указанная система применяется в ГОСТ520-2002, отличающемся от предыдущих версий, в частности, 520-89. Нормальный класс — аналог обозначения 0.
Цифра или буква, указывающая на класс точности, проставляется слева от номера подшипника, сразу перед черточкой (именно последним знаком, поскольку знаков может быть несколько, а первый, самый левый, может указывать на группу радиального зазора или что-либо еще). Рассмотрим на примере:
Цифра 7 здесь указывает на группу радиального зазора больше нормального, 0 — класс точности (при отсутствии в дополнительном обозначении других знаков 0 не пишется), 42415 — собственно номер.
Кроме указанных выше классов точности для роликовых конических подшипников по показателю монтажная высота устанавливается нормальная и повышенная степени точности. Нормальная точность специального обозначения не имеет. Повышенная точность обозначается буквой «У», которая проставляется в номере справа от обозначения класса точности, но левее знака тире (например, 6У-7307А).
Взаимозаменяемость классов точности
Очень часто, особенно на какое-то старое оборудование, нужны подшипники, которые уже не выпускаются тем или иным классом точности. Нужно подобрать изделие, подходящее для того же узла. Классы точности можно разделить на две группы — в первую входят Т, 2 и 4, во вторую — 5, 6, 0. Более того, в последнее время для первой группы наблюдается тенденция объединения входящих в нее классов в один (да и для второй тоже, поскольку 5 класс практически уже не выпускается). Так, лидер отрасли в нашей стране, ЕПК, многие типы подшипников классов Т и 4 реализует по одинаковой цене, из чего можно сделать резонный вывод, что они мало чем отличаются.
Система, принятая за рубежом
В импортных подшипниках количество классов точности меньше (к чему, видимо, идет и наша промышленность) — их всего три: стандартный класс (P6), который обычно в номере не указывается, Р4 и Р2. Некоторые производители используют еще и P5. Однако, несмотря на стандартизацию, чрезвычайно важен конкретный производитель — выполненные по, казалось бы, одному классу точности подшипники разных марок могут очень сильно отличаться. Наиболее высокоточные подшипники (P2) ведущих производителей являются стратегической ценностью и в другие страны не поставляются (например, в России купить практически невозможно). Стоит отметить, что продукция ведущих зарубежных производителей, таких как SKF (Швеция), FAG и INA (Германия), Koyo, NSK, NTN (Япония), Timken (США) и некоторых других по точности посадочных размеров и вращения превышает российский 6-ой класс и близка к российскому 5-му классу или даже превышает его, приближаясь к 4-му.
Стоит отметить, что на самом деле существует сразу несколько разных стандартов (кликните по миниатюре ниже): помимо ISO, это AFNOR (Франция), ABEC/RBEC (США), DIN (Германия), JIS (Япония). Мы не будем заострять на них внимание, поскольку на отечественном рынке проще всего ориентироваться по ISO, да и вообще для подавляющего большинства потребителей классы точности импортных подшипников качения не представляют интереса — практически вся продукция продается по классу точности, аналогичному нашему 6, а то что выше — слишком дорого и гораздо экономичнее продукция наших заводов. Гораздо важнее, как указывалось выше, ориентироваться по брендам (см. раздел «импортные подшипники»).
На что нужно обратить внимание
Помимо собственно класса точности подшипника качения, чрезвычайно важно, чтобы он был идентичен, то есть не подделкой, и был изготовлен предприятием с историей и известным товарным знаком, а не с клеймом и паспортом фирмы-однодневки, которой через пару лет уже не станет (производятся такие подшипники обычно на полукустарных фабриках Китая и никто даже и не думает о всяких там классах точности — лишь бы были минимальные затраты на производство). В последнее время на российском рынке такой продукции появилось огромное количество — причем подделываются очень часто именно подшипники высоких классов точности, так как, во-первых, их можно гораздо дороже продать, во-вторых, для того чтобы их купить, потребителю необходимо приложить усилия для поиска — далеко не каждая фирма может позволить себе держать на складах, как Вы уже поняли, очень даже недешевую продукцию в достаточном количестве. В этих условиях нечистым на руку дельцам очень удобно действовать.
Типичная подделка под продукцию Саратовского подшипникового завода — нет даже никаких дополнительных обозначений в номере. Сепаратор с выбоинами и зазубринами.
Есть еще один очень важный нюанс — значительная часть подшипников наивысших классов точности используется при чрезвычайно высоких оборотах и быстро вырабатывает свой ресурс, не теряя при этом своего внешнего вида. То есть фактически непригодное уже для эксплуатации изделие выглядит как новое. Такие подшипники зачастую реализуются коммерческим фирмам по бросовым ценам, а затем вновь поступают в продажу!
Исходя из всех указанных особенностей высокоточных подшипников, если Вам нужен именно такой, мы рекомендуем обращаться исключительно к официально действующим представителям заводов, в основном, все это заводы, входящие в холдинг ЕПК. Они собраны в специально подготовленном материале «Продажа подшипников«. Следует выбрать представителя из своего города (а лучше всего несколько, так как подшипники высокой точности достаточно редкие, из разных городов, и запросить продукцию у них).
Меркурий-Подшипник
Login
Класс точности подшипника качения — чрезвычайно важный его параметр, зачастую не менее важный, чем его размер, то есть подшипник низшего класса и высшего соотносятся между собой практически как два разных подшипника. На станки и другие механизмы, требующие высокой точности вращения, устанавливаются изделия самых высоких степеней точности, в сельскохозяйственное оборудование, массово распространенные механизмы, продукцию общего машиностроения — наименее низкого класса. Подшипники самых высоких классов называют также прецизионными . Если взять за пример шпиндель металлообрабатывающего станка, то, если в него установить подшипник шестого или нулевого класса (низкого), он просто не сможет обрабатывать изделия как положено.
Различие заключается как в точности изготовления деталей (допуска), включая их габаритные размеры, так и всего подшипника и точности его вращения, при этом, если точность деталей разная, подшипнику присваивается класс наименее точной из них.
Разумеется, класс точности подшипника очень сильно влияет на его цену, например, один и тот же тип 46115 по классу точности 6 (для общего применения) будет стоить порядка 700 рублей, а по классу Т (высокоточный для станков) — 2500, то есть более, чем в 3 раза дороже.
Современная система классов точности подшипников качения
Подшипник самого высокого класса точности
По современной системе маркировки подшипников, принятой в нашей стране различают следующие классы точности в порядке их повышения .
Для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально- упорных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2
Для роликовых конических подшипников:
8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2
Для упорных и упорно-радиальных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2
Указанная система применяется в ГОСТ520-2002, отличающемся от предыдущих версий, в частности, 520-89. Нормальный класс — аналог обозначения 0.
Цифра или буква, указывающая на класс точности, проставляется слева от номера подшипника, сразу перед черточкой (именно последним знаком, поскольку знаков может быть несколько, а первый, самый левый, может указывать на группу радиального зазора или что-либо еще). Рассмотрим на примере:
Цифра 7 здесь указывает на группу радиального зазора больше нормального, 0 — класс точности (при отсутствии в дополнительном обозначении других знаков 0 не пишется), 42415 — собственно номер.
Кроме указанных выше классов точности для роликовых конических подшипников по показателю монтажная высота устанавливается нормальная и повышенная степени точности. Нормальная точность специального обозначения не имеет. Повышенная точность обозначается буквой «У», которая проставляется в номере справа от обозначения класса точности, но левее знака тире (например, 6У-7307А).
Взаимозаменяемость классов точности
Очень часто, особенно на какое-то старое оборудование, нужны подшипники, которые уже не выпускаются тем или иным классом точности. Нужно подобрать изделие, подходящее для того же узла. Классы точности можно разделить на две группы — в первую входят Т, 2 и 4, во вторую — 5, 6, 0. Более того, в последнее время для первой группы наблюдается тенденция объединения входящих в нее классов в один (да и для второй тоже, поскольку 5 класс практически уже не выпускается). Так, лидер отрасли в нашей стране, ЕПК, многие типы подшипников классов Т и 4 реализует по одинаковой цене, из чего можно сделать резонный вывод, что они мало чем отличаются.
Система, принятая за рубежом
В импортных подшипниках количество классов точности меньше (к чему, видимо, идет и наша промышленность) — их всего три: стандартный класс (P6), который обычно в номере не указывается, Р4 и Р2. Некоторые производители используют еще и P5. Однако, несмотря на стандартизацию, чрезвычайно важен конкретный производитель — выполненные по, казалось бы, одному классу точности подшипники разных марок могут очень сильно отличаться. Наиболее высокоточные подшипники (P2) ведущих производителей являются стратегической ценностью и в другие страны не поставляются (например, в России купить практически невозможно). Стоит отметить, что продукция ведущих зарубежных производителей, таких как SKF (Швеция), FAG и INA (Германия), Koyo, NSK, NTN (Япония), Timken (США) и некоторых других по точности посадочных размеров и вращения превышает российский 6-ой класс и близка к российскому 5-му классу или даже превышает его, приближаясь к 4-му.
Стоит отметить, что на самом деле существует сразу несколько разных стандартов (кликните по миниатюре ниже): помимо ISO, это AFNOR (Франция), ABEC/RBEC (США), DIN (Германия), JIS (Япония). Мы не будем заострять на них внимание, поскольку на отечественном рынке проще всего ориентироваться по ISO, да и вообще для подавляющего большинства потребителей классы точности импортных подшипников качения не представляют интереса — практически вся продукция продается по классу точности, аналогичному нашему 6, а то что выше — слишком дорого и гораздо экономичнее продукция наших заводов. Гораздо важнее, как указывалось выше, ориентироваться по брендам (см. раздел «импортные подшипники»).
На что нужно обратить внимание
Помимо собственно класса точности подшипника качения, чрезвычайно важно, чтобы он был идентичен, то есть не подделкой, и был изготовлен предприятием с историей и известным товарным знаком, а не с клеймом и паспортом фирмы-однодневки, которой через пару лет уже не станет (производятся такие подшипники обычно на полукустарных фабриках Китая и никто даже и не думает о всяких там классах точности — лишь бы были минимальные затраты на производство). В последнее время на российском рынке такой продукции появилось огромное количество — причем подделываются очень часто именно подшипники высоких классов точности, так как, во-первых, их можно гораздо дороже продать, во-вторых, для того чтобы их купить, потребителю необходимо приложить усилия для поиска — далеко не каждая фирма может позволить себе держать на складах, как Вы уже поняли, очень даже недешевую продукцию в достаточном количестве. В этих условиях нечистым на руку дельцам очень удобно действовать.
Типичная подделка под продукцию Саратовского подшипникового завода — нет даже никаких дополнительных обозначений в номере. Сепаратор с выбоинами и зазубринами.
Есть еще один очень важный нюанс — значительная часть подшипников наивысших классов точности используется при чрезвычайно высоких оборотах и быстро вырабатывает свой ресурс, не теряя при этом своего внешнего вида. То есть фактически непригодное уже для эксплуатации изделие выглядит как новое. Такие подшипники зачастую реализуются коммерческим фирмам по бросовым ценам, а затем вновь поступают в продажу!
Подшипники: стандарты, размеры, типы, классификация, назначение, маркировка
Подшипником называется особый сборный узел, являющийся частью опоры, поддерживающей вал и обеспечивающий свободное вращение последнего. Видов подобных устройств существует несколько. Конечно же, в обязательном порядке соблюдаются при изготовлении таких изделий, как подшипники, стандарты, предусмотренные ГОСТом.
Основные типы
Для снижения трения в узлах разного рода могут использоваться подшипники:
Классификация подшипников качения
Устройства этого типа имеют очень простую конструкцию. Состоят они обычно из двух колец, между которыми находятся тела качения. Последние удерживаются внутри подшипника с помощью специального сепаратора.
Классифицироваться устройства качения могут по следующим признакам:
- направлению воспринимаемой нагрузки — осевые, радиальные, радиально-упорные;
- виду тел качения — шарики, ролики;
- расположению тел качения — одно-, двух- или четырехрядные;
- форме центрального отверстия — конусные, цилиндрические.
Существуют и такие виды подшипников качения, как обычные и самоустанавливающиеся, а также сдвоенные и простые.
Разновидности подшипников скольжения
Конструкция у устройств этого типа также совершенно несложная. Основой подшипника скольжения, как и качения, являются два кольца, одно из которых движется в процессе работы механизма. Однако вместо шариков или роликов в таких устройствах используются разного рода смазочные материалы, залитые в специальный желоб. Существует подшипники скольжения:
- гидростатические;
- гидродинамические.
В устройства первого типа смазка подается извне посредством насоса. Гидродинамические подшипники в этом плане более удобны. В процессе работы они сами выступают в роли насоса. Смазка в них поступает из-за разницы давления между составными частями.
По конструкции подшипники скольжения бывают:
Подшипники первого типа используются в основном в узлах механизмов, работающих на малых скоростях. Основным преимуществом устройств этой разновидности является способность эффективно выполнять свои функции даже при значительных перекосах.
Упорные подшипники устанавливаются в узлах, испытывающих сильные поперечные нагрузки. Чаще всего они применяются в турбинах и паровых установках.
Линейные подшипники при работе выполняют роль направляющих. Функционировать без перебоев они могут даже при постоянных радиальных нагрузках.
Стандарты устройств скольжения
Подшипники любой разновидности — изделия прежде всего стандартные. В противном случае подобрать подобное устройство для того или иного механизма было бы крайне сложно.
По каким же нормативам изготавливаются подшипники? ГОСТ регулирует не только собственно размеры подобных изделий, но и, к примеру, условные обозначения их конструктивных элементов и многие другие параметры. Какие именно нормативные документы регулируют изготовление устройств скольжения, можно посмотреть в представленной ниже таблице.
Какой ГОСТ регулирует
Сокращения и условные обозначения
Параметры для расчета
Стандарты для втулок из медных сплавов
Конструктивные особенности и подшипниковые материалы
Размеры и типы колец
Размеры керамических втулок
Размеры и виды втулок, типы спекаемых материалов
Определения и термины для подшипников механизмов и машин
Основные ГОСТы для подшипников качения
При изготовлении таких устройсв также соблюдаются ГОСТы.
Какой ГОСТ регулирует
Общие технические условия
Типы и конструктивные исполнения
Канавки, кольца (размеры)
Посадка валов и корпусов
Требования к шарикам
Требования к роликам игольчатым/цилиндрическим
Гайки, шайбы для втулок
Методы измерения вибрации
Подшипники: стандарты ГОСТа в отношении размеров
Согласно ГОСТу, все подобные изделия должны иметь определенные внутренний и внешний диаметр, а также ширину. В зависимости от этих параметров определяется серия изделий.
Диаметр внутренний (мм)
Диаметр внешний (мм)
Вот такие могут иметь подшипники размеры. Таблица, представленная выше, зависимость диаметров и ширины подобных изделий демонстрирует наглядно.
Корпуса подшипников
Госстандарт регулирует в том числе и конструктивное оформление таких устройств. Корпус подшипника может идти:
Изделия первой разновидности устанавливаются обычно на обработанные поверхности при направлении нагрузки радиальной от опоры. Модели без выемки монтируются, наоборот, к опоре.
Корпус подшипника может иметь разную ширину. По этому признаку различают изделия типа:
- ШМ — широкие неразъемные;
- УБ — узкие неразъемные;
- РШ — широкие разъемные;
- РУ — узкие разъемные.
Маркировка
При изготовлении таких изделий, как подшипники, стандарты соблюдаются обязательно. И конечно же, производители подобных устройств, согласно нормативам, должны предоставлять потребителям всю необходимую информацию о них. Маркировка подшипников, выпускаемых в России, состоит обычно из трех частей:
- основного обозначения;
- дополнительных знаков справа и слева.
Для наглядности далее приведем такой пример маркировки подшипника:
Здесь основная часть состоит из шести цифр. Дополнительный знак слева («6») обозначает класс точности изделия. Маркировка справа УС17Ш расшифровывается так:
- У — степень шероховатости;
- С17 — тип смазки;
- Ш — степень шумности.
Основные цифры обозначают:
- типы подшипников;
- серии по наружному диаметру и ширине;
- внутренние диаметры;
- конструктивные особенности.
Классы точности подшипников
Этот параметр определяет в первую очередь сферу применения устройства. К примеру, на современные станки сложной конструкции могут устанавливаться подшипники только самого высокого класса точности. В массово же распространенных механизмах зачастую применяются не слишком качественные изделия этого типа. Класс точности подшипника может быть:
- нормальным (в маркировке не указывается);
- сверхвысоким — цифра 2;
- особо высоким — 4;
- высоким — 5;
- повышенным — 6;
- пониженным — 7 или 8.
Таким образом, подшипник из нашего примера относится к повышенному классу точности.
Размеры устройств: внутренний диаметр
На этот параметр указывают первые две цифры с конца в маркировке. Для подшипников с внутренним диаметром свыше 20 мм их нужно умножать на 5. В нашем примере — это цифры 0 и 6. Шесть умножаем на пять, получаем 30 мм.
Конечно же, не только большие могут иметь подшипники размеры. Таблица, представленная ниже, показывает, как маркируется внутренний диаметр маленьких изделий этого типа (до 20 мм). На 5 в данном случае ничего умножать не нужно.
Серия по наружному диаметру
На этот параметр указывает третья цифра справа. При одинаковой конструкции и внутреннем диаметре подшипники могут различаться по наружному диаметру и ширине. В зависимости от этого стандартами определяется и их серия. Наружный диаметр в маркировке указывается третьей цифрой справа, а ширина — седьмой справа. Обозначения согласно стандартам в настоящее время приняты следующие:
- 1 — серия особо легкая;
- 2 — легкая;
- 3 — средняя;
- 4 — тяжелая;
- 5 — легкая широкая;
- 6 — средняя широкая.
Подшипник, маркированный 6-6180306, относится к средней широкой серии.
Тип подшипника
Разновидность устройства, конечно же, также указывается в маркировке. Определяются типы подшипников по четвертой цифре справа. В данном случае для шариковых подшипников приняты следующие обозначения:
- радиальный — 0;
- радиальный сферический — 1;
- радиально-упорный — 6;
- упорный — 8.
- радиальный с короткими роликами — 2;
- радиальный сферический — 3;
- игольчатый или с длинными роликами — 4;
- радиальный с витыми роликами — 5;
- конический — 7;
- упорно-радиальный — 9.
Подшипник с маркировкой 6-180306УС17Ш является радиальным шариковым (четвертая цифра справа — 0).
Международная система
Таким образом, в России предприятия, изготавливающие подшипники, ГОСТа придерживаться должны в обязательном порядке. Определить, что представляет собой изделие, выпущенное у нас в стране, совершенно не сложно по его маркировке. С импортными устройствами этого типа, к сожалению, все далеко не так просто.
За границей классификация подшипников существует такая же, как у нас, а вот какой-то общепринятой четкой системы обозначений, к сожалению, там не имеется. Зарубежные производители маркируют свою продукцию так, как им заблагорассудится.
Дополнительные обозначения на подшипниках, изготовленных, к примеру, в том же Китае, могут наноситься как до основного блока, так и после него. Сама базовая информация, как и в российской системе, обычно представляется в виде нескольких цифр (3-5). Чаще всего в маркировке импортных подшипников:
- первый символ обозначает тип изделия;
- следующие две цифры представляют серию размера ISO;
- последние две цифры указывают код размера подшипника.
Как и в российской системе, в китайской последние две цифры, если они есть, следует умножать на 5. Таким образом можно определить внутренний диаметр подшипника в миллиметрах.
К примеру, характеристики подшипников, промаркированных как N315-EM/C3, будут такими:
- N — это тип подшипника роликовый радиальный;
- 315 — размеры ISO изделия;
- буквы EM указывают в данном случае на то, что в подшипнике предусмотрен латунный сепаратор;
- С3 — группа радиального зазора.
Магнитные подшипники
Такие устройства также достаточно часто используются в узлах механизмов. Принцип их работы основан на левитации, создаваемой магнитным полем. Подвес вала подшипники этой разновидности осуществляют бесконтактным способом. Работать устройства этого типа могут как от катушек, создающих поле, так и от постоянных магнитов. Последняя разновидность устройств используется не слишком часто. Дело в том, что такие системы, к сожалению, не отличаются стабильностью.
Подшипники качения: назначение
Преимуществами устройств подобной конструкции являются прежде всего:
- низкий коэффициент трения;
- малая чувствительность к качеству смазки;
- дешевизна.
Минусами подшипников качения считаются в первую очередь слабая сопротивляемость ударным нагрузкам и невозможность работы на сверхвысоких скоростях. Также к недостаткам устройств этой разновидности относят ограничения в использовании в загрязненных средах.
Очень широкая сфера применения — это то, чем, безусловно, отличаются такие подшипники. Стандарты при их изготовлении соблюдаются в обязательном порядке и использовать их рекомендуется везде, где это возможно. На данный момент именно этот тип устройств является самым востребованным и распространенным.
Основное назначение подшипников качения, как и скольжения, уменьшать трение между движущимися частями механизма. Использоваться они, таким образом, могут в автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении, при производстве бытовой техники, в металлургической промышленности. Очень часто подобные устройства применяются и при изготовлении перерабатывающего оборудования. Незаменимыми подшипники качения являются также и в самолетостроении, и даже в космической промышленности.
Где используются устройства скольжения
К основным преимуществам подшипников этого типа можно отнести:
- небольшие размеры;
- высокую скорость работы;
- малую чувствительность к вибрационным и ударным нагрузкам.
Недостатками подшипников скольжения считаются:
- более высокие, чем у устройств качения, потери на трение;
- сложная смазочная система;
- необходимость использования при изготовлении дефицитных материалов.
Применяют подшипники скольжения чаще всего там, где нельзя использовать устройства качения. К примеру, в том случае, если:
- подшипник должен быть разъемным;
- если на этот элемент в процессе эксплуатации приходится очень большая нагрузка;
- на сверхбыстрых валах;
- для работы в очень сильно загрязненных средах.
Чаще всего подшипники скольжения применяются в разного рода высокоскоростных машинах. Это могут быть, к примеру, центрифуги, шлифовальные станки и т. д. Также такие устройства используются на коленчатых валах в двигателях в том случае, если их конструкция должна быть разъемной.
Класс точности подшипников
Внимание покупателей подшипников
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+7 (499) 403 39 91
sale@podshipnik.info
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+7 (499) 403 39 91
sale@podshipnik.info
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
Класс точности подшипника — это показатель, характеризующий предельные отклонения реальных значений параметров от номинальных.
В некоторых механизмах (обычно массовых бытовых устройствах) критичным фактором выступает цена, а прочие характеристики играют второстепенную роль. В других случаях решающее значение отведено бесшумности, точности, плавности хода, способности выдерживать большую скорость вращения без проявления паразитных вибраций и резонансов. Такие высокие требования предъявляются к механизмам транспортных средств, узлам прецизионных станков, роботов.
Повышение точности изготовления подшипника неминуемо ведёт к возрастанию себестоимости. Разделение на классы точности позволяет выбрать подшипник, одновременно удовлетворяющий минимальным техническим требованиям, но при этом не являющийся избыточно точным, а значит — и избыточно дорогим.
Класс точности определяет допуски на подшипники, т.е. точность размеров, точность выполнения и т.д. Классы точности регулируются стандартами, такими как ISO и ГОСТ. Эти стандарты предписывают допуски и допустимые ограничения погрешности для размеров границ (диаметра отверстия, наружного диаметра, ширины, фаски и конуса), необходимые при установке подшипников на валы или в корпуса.
Для точности обработки стандарты устанавливают допустимые пределы изменения диаметра внутреннего отверстия, среднего отверстия, наружного диаметра, среднего наружного диаметра и ширины дорожки качения или толщины стенки (для упорных подшипников). Точность работы определяется как допустимые пределы для биения подшипника.
Допуски на выносы подшипников включены в стандарты для радиального и осевого биения внутреннего и наружного кольца, внутреннего кольца бокового биения с отверстием, наружного кольца с боковой стороны.
На что влияет класс точности подшипника
Совокупность характеристик, установленных классом точности, оказывает непосредственное влияние на функционирование подшипника. В частности, от класса точности будет зависеть максимально допустимая скорость вращения, степень вибрации при работе, громкость шума, уровень потерь на трение и выделение тепла — следовательно, и коэффициент полезного действия.
Классы точности подшипников качения согласно международным стандартам ISO Международной организацией по стандартизации был принят ряд документов (ISO 492, ISO 199 и другие), описывающих классы точности подшипников качения. Для наиболее распространенных в технике радиальных подшипников в нём выделено пять градаций в порядке повышения точности: нормальный класс, класс 6, класс 5, класс 4, класс 2.
Классы точности РФ
На территории Российской Федерации принят ГОСТ 520—2002, устанавливающий следующие классы точности подшипников качения:
- 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2 — применяется к шариковым и роликовым радиальным и шариковым радиально- упорным подшипникам;
- 8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2 — применяется к роликовым коническим подшипникам;
- 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2 — применяется к упорным и упорно-радиальным подшипникам.
Зарубежные региональные классы точности подшипников
Существует множество региональных систем классификации подшипников по классам точности. Наиболее распространены следующие:
- ANSI, AFBMA (США);
- DIN (Германия);
- JIS (Япония);
- AFNOR (Франция);
- BSI Group (Великобритания).
Поскольку все перечисленные страны являются членами ISO, то региональные классы точности соответствуют международным. Исключение составляют стандарты ANSI и AFBMA, незначительно отличающиеся от ISO в некоторых случаях.
Для сопоставления существующих стандартов с мировыми ISO следует воспользоваться специальной конвертирующей таблицей.
Таблица соответствия региональных систем класса точности к международной ISO
Для наиболее распространённых типов подшипников таблица соответствия имеет следующий вид:
Сравнение между различными системами
Как следует из таблицы, международный стандарт ISO, а также региональные JIS, DIN, ANSI/AFBMA предполагают, что нормальный класс точности (Class 6x, ABEC1, RBEC1) является минимально возможным. ГОСТ 520—2002 же допускает низшие классы точности 8 и 7, однако применять их не рекомендуется, и в общемировой практике подшипники с подобной низкой точностью изготовления вышли из употребления. Кроме того, российский стандарт вводит класс точности Т, отсутствующий в ISO.
Таблица позволяет находить эквивалент подшипников разных стран-производителей. В случае, когда прямого соответствия не существует, выбирают наиболее близкий класс в сторону повышения.
Например, на американском оборудовании требуется заменить заводской конический роликовый дюймовый подшипник с точностью Class 2 на аналог от европейского производителя. Однако в стандарте ISO 578 такой класс отсутствует. Тогда необходимо выбрать подшипник Class 3 как наиболее близкий по характеристикам точности изготовления. Подобным образом заменяются подшипники класса 8, 7, Т в оборудовании российских производителей.
Классы точности подшипников скольжения
В рабочем режиме в подшипниках скольжения непосредственного механического контакта между поверхностями вала и втулки не происходит. Между деталями присутствует зазор, заполненный слоем смазочного материала, исключающего соприкосновение трущихся поверхностей.
Однако при пуске вала имеется кратковременный период так называемого граничного трения — режима, при котором поверхности вкладыша и вала входят в непосредственный механический контакт, что приводит к их разрушению.
После того, как необходимая скорость набрана, силы в подшипнике уравновешивают вал — и наступает режим жидкостного трения, при котором контакта между трущимися поверхностями нет, а трение происходит лишь между слоями разделяющей их смазки.
Классы точности подшипников скольжения введены с целью определения влияния шероховатостей поверхностей, получаемых в ходе эксплуатации (режима граничного трения). ГОСТ 4386-3-96 устанавливает пять классов в зависимости от состояния поверхности скольжения: A, B, C, D, E, где класс A присваивается подшипникам скольжения с максимально гладкой поверхностью, а E — с наиболее шероховатой.