Схема смазки станка 16к20
Эксплуатация резьбонарезных станков
Длительно сохранить первоначальную точность станка, предотвратить преждевременный износ или даже поломку его деталей можно, соблюдая правила по уходу и обслуживанию станка: 1) своевременная смазка и регулировка узлов станка; 2) работа с рациональными режимами резания и исправным инструментом; 3) надежное закрепление инструмента, приспособления и заготовки на станке; 4) проверка исправности блокирующих устройств; 5) соблюдение норм техники безопасности при работе на станке и др.
Смазка узлов станка
Исправная работа системы смазки повышает долговечность станка и его отдельных узлов, уменьшая потери на трение и снижая нагрев и износ трущихся деталей.
Смазку подбирают в зависимости от условий работы узлов. Смазкой служат индустриальные масла марок 12, 20, 30, 45, 50, цилиндрическое легкое 11 и марок Л и Т, консистентные смазки.
Смазка станка осуществляется различным образом, например, вручную, разбрызгиванием, от отдельного гидронасоса, с помощью разнообразных масленок. Обычно в станке сочетаются несколько способов смазки.
Рассмотрим смазку токарно-винторезного станка модели 16К20, резьбофрезерного модели 5Б63Г и гайконарезного модели 2064.
Схема смазки и точки смазки токарно-винторезного станка модели 16К20 показаны на рис. 94. Смазку деталей шпиндельной бабки и коробки подач станка осуществляют от отдельного шестеренного насоса 5, а также разбрызгиванием масла вращающимися деталями. Насос засасывает масло из бака и подает его через сетчатый фильтр 7 и трубопроводы к подшипникам шпинделя и маслораспределителям, установленным в шпиндельной бабке и коробке подач. Из маслораспределителей масло самотеком по трубкам поступает к различным местам смазки (зубчатым колесам, дисковой фрикционной муфте, подшипникам), стекая на дно корпуса передней бабки и коробки подач. По трубопроводу, пройдя сетчатый фильтр 7′ с магнитным улавливателем, масло сливается в бак. За работой системы смазки следят по крыльчатке — указателю которая приводится во вращение потоком масла, поступающего из трубки.
Если крыльчатка остановилась, значит сетчатый фильтр засорен. В бак масло заливают через заливное отверстие 6 с сетчатым фильтром и магнитным улавливателем. Из бака масло сливается через отверстие 4 в дне бака, которое закрывают пробкой. За уровнем масла в баке следят по маслоуказателю 1.
Рис. 94. Схема смазки токарно-винторезного станка модели 16К20: а — схема; б — условные обозначения; 1 — маслоуказатель; 2 — кнопка плунжера смазки направляющих каретки, суппорта и опор ходового винта; 3 — точки для смазки вручную; 4 — слив масла; 5 — насос; 6 — отверстие для заливки; 7 — фильтр. Цифрами со штрихами обозначены аналогичные устройства в разных механизмах станка
Смазку деталей фартука осуществляют от плунжерного насоса 5′, приводимого в действие эксцентриком, установленным на одном из валов механизма фартука. Кроме того, масло разбрызгивается вращающимися деталями фартука. Масло от насоса подается к маслораспределителю, а затем самотеком поступает к трущимся деталям и сливается на дно корпуса фартука. Заливают и сливают масло через отверстия 6′ и 4′. Уровень масла в корпусе устанавливают по маслоуказателю 1″.
Смазка направляющих каретки, поперечного суппорта и расположенных в фартуке опор ходового винта происходят от насоса фартука, но для этого надо нажать на кнопку плунжера 2, который, перемещаясь влево, открывает канал для поступления масла к точкам смазки. Возврат плунжера в исходное положение и перекрытие масляного канала осуществляется пружиной. Кнопку плунжера в левом положении удерживают до появления смазки на направляющих.
Для направляющих задней бабки и опор ходового винта и ходового валика в станке использована фитильная смазка. Масло заливают в соответствующие масленки (3″ и 6″) и с помощью фитиля непрерывно подают к трущимся поверхностям.
Сменные зубчатые колеса гитары подач смазывают вручную консистентной смазкой. Вручную с помощью масленки смазывают продольные направляющие станины, ходовой винт, ходовой валик, поперечный винт суппорта и ось разцедержателя.
Схема смазки станка 16к20
Кинематическая схема приведена для понимания связей и взаимодействия основных элементов станка. Самодвижение заключается в следующем, от двигателя происходит главное движение с помощью клиноременной передачи передается на вал, а с помощью валов и шестерен передается на шпиндель.
Рисунок 2. Кинематическая схема станок 16К20
Описание системы смазки
Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций.
1. При подготовке станка к пуску в соответствии с картой смазки и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы.
2. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых смазочных материалов
Таблица 2. Карта смазки
Марка смазочного материала
Периодичность смазки или замены масла
Номер смазываемой точки по схеме смазки
Количество заливаемого масла, л (англ. галлон
Шпиндельная бабка и коробка подач
1 раз в 6 месяцев
Замена масла при плановых осмотрах и ремонтах
Каретка и поперечные салазки суппорта
Полуавтоматическая от насоса фартука
Из резервуара фартука
Задние опоры ходового винта и ходового вала
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок
Солидол синтетический УСс2
0,1 кг (0,22 англ. фунта)
В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 12 (рис. 2), приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 18 и падает его через сетчатый фильтр 11 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через сетчатый фильтр 13 с магнитным вкладышем сливается в резервуар 18. В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить фильтр 11. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара 18, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
В новом станке целесообразно в течении первых двух недель чистить фильтр 11 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц.
Для очистки фильтра 13 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара 18, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Фильтр 13 нужно чистить один раз в месяц.
Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю 16 уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие 17 в сливной магистрали. При замене масла слив из резервуара 18 осуществляется через пробку 19. Перед тем как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.
Смазка механизма фартука также автоматическая, но осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 9. Масло заливается в корпус через отверстие 10, закрываемое пробкой, а сливается через отверстие 8. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 7.
Смазку направляющих каретки и поперечных салазок производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винт, размещенных в фартуке, производится поочередно перемещая на быстром ходу каретку и поперечные салазки посредством включения рукоятки 20 и кнопки 21 (рис. 9) при нажатой кнопке2 (рис. 3), при выключенной посредством рукоятки 15 (рис. 9) маточной гайке.
Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через отверстия 5 и 6, закрываемые колпачками. Причем резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 4.
Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точки 15) смазываются вручную консистентной смазкой.
Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.
Таблица 3. Перечень рекомендуемых смазочных материалов
Страна и основная фирма — поставщик смазочных материалов
Длительно сохранить первоначальную точность станка, предотвратить преждевременный износ или даже поломку его деталей можно, соблюдая правила по уходу и обслуживанию станка: 1) своевременная смазка и регулировка узлов станка; 2) работа с рациональными режимами резания и исправным инструментом; 3) надежное закрепление инструмента, приспособления и заготовки на станке; 4) проверка исправности блокирующих устройств; 5) соблюдение норм техники безопасности при работе на станке и др.
Смазка узлов станка
Исправная работа системы смазки повышает долговечность станка и его отдельных узлов, уменьшая потери на трение и снижая нагрев и износ трущихся деталей.
Смазку подбирают в зависимости от условий работы узлов. Смазкой служат индустриальные масла марок 12, 20, 30, 45, 50, цилиндрическое легкое 11 и марок Л и Т, консистентные смазки.
Смазка станка осуществляется различным образом, например, вручную, разбрызгиванием, от отдельного гидронасоса, с помощью разнообразных масленок. Обычно в станке сочетаются несколько способов смазки.
Рассмотрим смазку токарно-винторезного станка модели 16К20, резьбофрезерного модели 5Б63Г и гайконарезного модели 2064.
Схема смазки и точки смазки токарно-винторезного станка модели 16К20 показаны на рис. 94. Смазку деталей шпиндельной бабки и коробки подач станка осуществляют от отдельного шестеренного насоса 5, а также разбрызгиванием масла вращающимися деталями. Насос засасывает масло из бака и подает его через сетчатый фильтр 7 и трубопроводы к подшипникам шпинделя и маслораспределителям, установленным в шпиндельной бабке и коробке подач. Из маслораспределителей масло самотеком по трубкам поступает к различным местам смазки (зубчатым колесам, дисковой фрикционной муфте, подшипникам), стекая на дно корпуса передней бабки и коробки подач. По трубопроводу, пройдя сетчатый фильтр 7′ с магнитным улавливателем, масло сливается в бак. За работой системы смазки следят по крыльчатке — указателю которая приводится во вращение потоком масла, поступающего из трубки.
Если крыльчатка остановилась, значит сетчатый фильтр засорен. В бак масло заливают через заливное отверстие 6 с сетчатым фильтром и магнитным улавливателем. Из бака масло сливается через отверстие 4 в дне бака, которое закрывают пробкой. За уровнем масла в баке следят по маслоуказателю 1.
Рис. 94. Схема смазки токарно-винторезного станка модели 16К20: а — схема; б — условные обозначения; 1 — маслоуказатель; 2 — кнопка плунжера смазки направляющих каретки, суппорта и опор ходового винта; 3 — точки для смазки вручную; 4 — слив масла; 5 — насос; 6 — отверстие для заливки; 7 — фильтр. Цифрами со штрихами обозначены аналогичные устройства в разных механизмах станка
Смазку деталей фартука осуществляют от плунжерного насоса 5′, приводимого в действие эксцентриком, установленным на одном из валов механизма фартука. Кроме того, масло разбрызгивается вращающимися деталями фартука. Масло от насоса подается к маслораспределителю, а затем самотеком поступает к трущимся деталям и сливается на дно корпуса фартука. Заливают и сливают масло через отверстия 6′ и 4′. Уровень масла в корпусе устанавливают по маслоуказателю 1″.
Смазка направляющих каретки, поперечного суппорта и расположенных в фартуке опор ходового винта происходят от насоса фартука, но для этого надо нажать на кнопку плунжера 2, который, перемещаясь влево, открывает канал для поступления масла к точкам смазки. Возврат плунжера в исходное положение и перекрытие масляного канала осуществляется пружиной. Кнопку плунжера в левом положении удерживают до появления смазки на направляющих.
Для направляющих задней бабки и опор ходового винта и ходового валика в станке использована фитильная смазка. Масло заливают в соответствующие масленки (3″ и 6″) и с помощью фитиля непрерывно подают к трущимся поверхностям.
Сменные зубчатые колеса гитары подач смазывают вручную консистентной смазкой. Вручную с помощью масленки смазывают продольные направляющие станины, ходовой винт, ходовой валик, поперечный винт суппорта и ось разцедержателя.
Схема смазки токарно-винторезного станка модели 16К20. Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций. При подготовке станка к пуску необходимо промыть сетку фильтра в керосине, затем в соответствии с «Картой смазки» и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в «Перечне рекомендуемых смазочных материалов».
Перечень смазки узлов станка:
— шпиндельная бабка и коробка подач;
— фартук;
— каретка и поперечные салазки суппорта;
— задние опоры ходового винта и ходового вала;
— резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок;
— задняя бабка;
— сменные шестерни;
— резцедержатель;
Описание системы смазки. В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач. Шестеренный насос, приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара и подает его через сетчатый фильтр к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя на шпиндельной бабке. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через заливной сетчатый фильтр с магнитным вкладышем сливается в резервуар.
В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя на шпиндельной бабке. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить сетчатый фильтр. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полной очистки. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы. В новом станке целесообразно в течение первых двух недель чистить сетчатый фильтр не реже двух раз в неделю, а затем раз в месяц.
1.4 Описание системы смазки
Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций.
1. При подготовке станка к пуску в соответствии с картой смазки и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы.
2. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых смазочных материалов
Таблица 2. Карта смазки
Марка смазочного материала
Периодичность смазки или замены масла
Номер смазываемой точки по схеме смазки
Количество заливаемого масла, л (англ. галлон
Шпиндельная бабка и коробка подач
1 раз в 6 месяцев
Замена масла при плановых осмотрах и ремонтах
Каретка и поперечные салазки суппорта
Полуавтоматическая от насоса фартука
Из резервуара фартука
Задние опоры ходового винта и ходового вала
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок
Солидол синтетический УСс2
0,1 кг (0,22 англ. фунта)
В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 12 (рис. 2), приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 18 и падает его через сетчатый фильтр 11 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через сетчатый фильтр 13 с магнитным вкладышем сливается в резервуар 18. В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить фильтр 11. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара 18, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
В новом станке целесообразно в течении первых двух недель чистить фильтр 11 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц.
Для очистки фильтра 13 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара 18, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Фильтр 13 нужно чистить один раз в месяц.
Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю 16 уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие 17 в сливной магистрали. При замене масла слив из резервуара 18 осуществляется через пробку 19. Перед тем как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.
Смазка механизма фартука также автоматическая, но осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 9. Масло заливается в корпус через отверстие 10, закрываемое пробкой, а сливается через отверстие 8. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 7.
Смазку направляющих каретки и поперечных салазок производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винт, размещенных в фартуке, производится поочередно перемещая на быстром ходу каретку и поперечные салазки посредством включения рукоятки 20 и кнопки 21 (рис. 9) при нажатой кнопке2 (рис. 3), при выключенной посредством рукоятки 15 (рис. 9) маточной гайке.
Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через отверстия 5 и 6, закрываемые колпачками. Причем резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 4.
Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точки 15) смазываются вручную консистентной смазкой.
Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.
Таблица 3. Перечень рекомендуемых смазочных материалов
Страна и основная фирма — поставщик смазочных материалов
Эксплуатация резьбонарезных станков
Длительно сохранить первоначальную точность станка, предотвратить преждевременный износ или даже поломку его деталей можно, соблюдая правила по уходу и обслуживанию станка: 1) своевременная смазка и регулировка узлов станка; 2) работа с рациональными режимами резания и исправным инструментом; 3) надежное закрепление инструмента, приспособления и заготовки на станке; 4) проверка исправности блокирующих устройств; 5) соблюдение норм техники безопасности при работе на станке и др.
Смазка узлов станка
Исправная работа системы смазки повышает долговечность станка и его отдельных узлов, уменьшая потери на трение и снижая нагрев и износ трущихся деталей.
Смазку подбирают в зависимости от условий работы узлов. Смазкой служат индустриальные масла марок 12, 20, 30, 45, 50, цилиндрическое легкое 11 и марок Л и Т, консистентные смазки.
Смазка станка осуществляется различным образом, например, вручную, разбрызгиванием, от отдельного гидронасоса, с помощью разнообразных масленок. Обычно в станке сочетаются несколько способов смазки.
Рассмотрим смазку токарно-винторезного станка модели 16К20, резьбофрезерного модели 5Б63Г и гайконарезного модели 2064.
Схема смазки и точки смазки токарно-винторезного станка модели 16К20 показаны на рис. 94. Смазку деталей шпиндельной бабки и коробки подач станка осуществляют от отдельного шестеренного насоса 5, а также разбрызгиванием масла вращающимися деталями. Насос засасывает масло из бака и подает его через сетчатый фильтр 7 и трубопроводы к подшипникам шпинделя и маслораспределителям, установленным в шпиндельной бабке и коробке подач. Из маслораспределителей масло самотеком по трубкам поступает к различным местам смазки (зубчатым колесам, дисковой фрикционной муфте, подшипникам), стекая на дно корпуса передней бабки и коробки подач. По трубопроводу, пройдя сетчатый фильтр 7′ с магнитным улавливателем, масло сливается в бак. За работой системы смазки следят по крыльчатке — указателю которая приводится во вращение потоком масла, поступающего из трубки.
Если крыльчатка остановилась, значит сетчатый фильтр засорен. В бак масло заливают через заливное отверстие 6 с сетчатым фильтром и магнитным улавливателем. Из бака масло сливается через отверстие 4 в дне бака, которое закрывают пробкой. За уровнем масла в баке следят по маслоуказателю 1.
Рис. 94. Схема смазки токарно-винторезного станка модели 16К20: а — схема; б — условные обозначения; 1 — маслоуказатель; 2 — кнопка плунжера смазки направляющих каретки, суппорта и опор ходового винта; 3 — точки для смазки вручную; 4 — слив масла; 5 — насос; 6 — отверстие для заливки; 7 — фильтр. Цифрами со штрихами обозначены аналогичные устройства в разных механизмах станка
Смазку деталей фартука осуществляют от плунжерного насоса 5′, приводимого в действие эксцентриком, установленным на одном из валов механизма фартука. Кроме того, масло разбрызгивается вращающимися деталями фартука. Масло от насоса подается к маслораспределителю, а затем самотеком поступает к трущимся деталям и сливается на дно корпуса фартука. Заливают и сливают масло через отверстия 6′ и 4′. Уровень масла в корпусе устанавливают по маслоуказателю 1″.
Смазка направляющих каретки, поперечного суппорта и расположенных в фартуке опор ходового винта происходят от насоса фартука, но для этого надо нажать на кнопку плунжера 2, который, перемещаясь влево, открывает канал для поступления масла к точкам смазки. Возврат плунжера в исходное положение и перекрытие масляного канала осуществляется пружиной. Кнопку плунжера в левом положении удерживают до появления смазки на направляющих.
Для направляющих задней бабки и опор ходового винта и ходового валика в станке использована фитильная смазка. Масло заливают в соответствующие масленки (3″ и 6″) и с помощью фитиля непрерывно подают к трущимся поверхностям.
Сменные зубчатые колеса гитары подач смазывают вручную консистентной смазкой. Вручную с помощью масленки смазывают продольные направляющие станины, ходовой винт, ходовой валик, поперечный винт суппорта и ось разцедержателя.
Электронная библиотека
Правильное смазывание увеличивает долговечность станка, КПД, приводов, плавность и бесшумность работы механизмов.
В руководстве по эксплуатации станка приводится схема расположения точек смазывания и карта смазывания, в которой перечислены элементы системы смазывания, способ и периодичность их обслуживания, марка и нормы расхода смазочного материала.
В станках для смазывания применяют жидкие минеральные масла и реже пластичные смазочные материалы. Основной характеристикой масла является вязкость. Чем выше скорость в подвижном соединении и меньше удельная нагрузка, тем меньше должна быть вязкость.
Различают следующие варианты смазывания, которые могут использоваться в станках:
1) капельное (смазка подается с помощью масленки периодически через запорную иглу);
2) масляным туманом (смазывание производится смесью масла с воздухом при сильном распылении);
3) непрерывное индивидуальное (смазывание осуществляется самотеком из масленки к каждой трущейся паре);
4) периодическое индивидуальное (смазывание производится периодически пресс-масленкой каждой трущейся пары);
5) смазывание под давлением (смазка подается насосом, пресс-масленкой и т.д.);
6) проточное смазывание (осуществляется без возврата отработанного масла к поверхностям трения);
7) смазывание разбрызгиванием (смазка деталей, не достигающих уровня масла, осуществляется с помощью дополнительных колец, окунаемых в масло);
8) фитильная смазка (масло подводится с помощью фитильной масленки);
9) централизованное смазывание (осуществляется от одного устройства на несколько трущихся пар);
10) циркуляционное смазывание (масло многократно используется за счет его возврата к трущимся парам).
Неответственные опоры, направляющие смазывают с помощью масленок, имеющих резервуар или питающихся от шприцов. Простым и распространенным способом смазывания коробок скоростей является разбрызгивание масла зубчатыми колесами, а в коробках подач колеса погружаются в масляную ванну. Централизованная циркуляционная система смазывания от насоса обеспечивает непрерывную и равномерную подачу масла, незначительные его потери, фильтрацию, хороший теплоотвод. Эффективной, но дорогой является система смазывания быстроходных шпинделей специально образуемым масляным туманом. Наиболее совершенно дозирование, производимое периодически заданным количеством смазочного материала. Ниже приведено описание системы смазывания станка мод. 16K20.
Общие указания. При подготовке станка к пуску необходимо промыть сетку фильтра в керосине, а затем в соответствии со схемой смазки (рис. 8.11, а) заполнить резервуары смазкой и смазать узлы станка вручную согласно табл. 8.2.
Смазку производить указанными смазочными материалами или их заменителями. В станке применена автоматическая система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 5, приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара и подает его через сетчатый фильтр 7 (рис. 8.11, а) к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки 10. Примерно через 1 мин после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1 на шпиндельной бабке, что свидетельствует о нормальной работе системы смазки. При остановке его необходимо выключить станок и очистить фильтр 7. Для этого нужно вынуть его из корпуса резервуара, снять фильтрующие элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полной очистки. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
Рис. 8.11. Схема смазки станка мод. 16К20
В новом станке целесообразно в течение первых двух недель чистить фильтр 7 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц. Для очистки заливного фильтра 8 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Заливной фильтр 8 нужно чистить один раз в месяц.
Схема смазки станка 16к20
Токарно-винторезный станок 16К20 предназначен для выполнения различных токарных работ и нарезания метрической, модульной, дюймовой и питчевой резьб. Обрабатываемые детали устанавливаются в центрах или патроне.
Станок заменяет модель 1К62. По всем качественным показателям (производительности, точности, долговечности, надежности, удобству обслуживания, безопасности работы и т. д.) превосходит станок модели 1К62. Жесткая коробчатой формы станина с калеными шлифованными направляющими установлена на монолитном основании.
Жесткая коробчатой формы станина с калеными шлифованными направляющими установлена на монолитном основании, одновременно служащим стружкосборником и резервуаром для охлаждающей жидкости.
1 — токарный станок (номер группы по классификации ЭНИМС)
6 – токарно-винторезный станок (номер подгруппы по классификации ЭНИМС)
К – поколение станка или обозначение завода — производителя:
А, К — Станкостроительный завод Красный Пролетарий
Б — Средневолжский станкостроительный завод
В — Астраханский станкостроительный завод
ВТ — Витебский станкостроительный завод
Д — Алма-Атинский станкостроительный завод им. 20-летия Октября
Е, Л- Ереванское станкостроительное ПО
Кинематическая схема
Кинематическая схема приведена для понимания связей и взаимодействия основных элементов станка. На выносках проставлены числа зубьев (z) шестерен (звездочкой обозначено число заходов червяка). Цифрой 1 обозначен суппорт с механическим перемещением резцовых салазок .
Схема расположения подшипников
Механизм главного движения
Установка числа оборотов шпинделя осуществляется двумя рукоятками 1 и 2 , помещенной на шпиндельной бабке. В правой части таблицы даны ряды чисел оборотов шпинделя в минуту при прямом вращении и указаны положения рукояток для установки требуемого числа оборотов.
Рукояткой 1 устанавливается один из четырех рядов чисел оборотов шпинделя в соответствии с. обозначением положения рукоятки, нанесенным на таблице.Рукояткой 2, на ступице которой нанесены цифры 1—6, устанавливается требуемое число оборотов из выбранного ряда.
Для этого цифру, обозначающую требуемое число оборотов по таблице, нужно совместить с вертикальной стрелкой, изображенной над рукояткой.
Примечание. На рис. 10 изображена таблица для основного исполнения станков с пределами числа оборотов шпинделя в минуту 12,5—1600. Установка чисел оборотов шпинделя на станках с другими диапазонами, поставляемых по особому заказу, производится аналогично по таблице, помещенной на шпиндельной бабке станка.
Шпиндельная бабка
Шпиндельная бабка жестко сбазирована на станине при сборке станка. В случае необходимости регулировки шпиндельной бабки в горизонтальной плоскости необходимо снять облицовку коробки подач, ослабить винты, крепящие переднюю бабку и специальным регулировочным винтом отрегулировать положение оси шпинделя по пробным проточкам до необходимой точности.
При ослаблении крепления шкива 74 на конусной части вала 69 нужно подтянуть винт 70 .
Крутящий момент на шпинделе должен соответствовать данным.
При снижении крутящего момента нужно в первую очередь проверить натяжение ременной передачи главного привода . Если натяжение ремней .достаточное, следует отрегулировать фрикционную муфту главного привода, расположенную в шпиндельной бабке. Для этого надо открыть крышку 99.
Поворотом гайки 62 по часовой стрелке при утопленной (нажатой) защелке 80 можно подтянуть муфту прямого вращения шпинделя, поворотом гайки 59 против часовой стрелки — муфту обратного вращения. Для облегчения регулирования муфты прямого вращения шпинделя рукоятку 8 нужно повернуть влево, для облегчения регулирования муфты обратного вращения шпинделя — вправо.
Обычно достаточно повернуть гайки 59 и 62 на 1/16 оборота, т. е. на один зубец. По окончании регулирования нужно убедиться в том, что защелка 80 надежно вошла в пазы гаек 59 и 62.
При повороте гаек более чем на 1/16 оборота нужно обязательно проверить, не превышает ли крутящий момент на шпинделе допустимый .
Если при максимальном числе оборотов шпинделя без изделия и патрона время его торможения превышает 1,5 с, то нужно при помощи гаек 145 подтянуть ленту тормоза.
ВНИМАНИЕ! Шпиндельные подшипники отрегулированы на заводе и не требуют дополнительного регулирования.
В случае крайней необходимости потребитель может силами высококвалифицированных специалистов прибегнуть к регулированию шпиндельных опор.
Однако перед этим необходимо проверить жесткость шпиндельного узла. Для этого на станине под фланцем шпинделя устанавливается домкрате проверенным в лаборатории динамометром и через прокладку, предохраняющую шпиндель от повреждений, к его фланцу прилагается усилие, направленное вертикально снизу вверх. Смещение шпинделя контролируется аттестованным индикатором с ценой деления не более 0,001 мм, устанавливаемым на шпиндельной бабке и касающимся своим измерительным наконечником верхней части фланца шпинделя. Отклонение шпинделя на 0,001 мм должно происходить при приложенном усилии не менее 45—50 кгс. Если величина нагрузки при смещении на 0,001 мм значительно ниже указанной, целесообразнее всего обратиться на завод с подробным описанием методики проверки и указанием измеренных величин, а также сведений о станке.
Задняя бабка
Если рукоятка 19, отведенная в крайнее заднее положение, не обеспечивает достаточного прижима задней бабки к станине, то нужно посредством регулирования винтами 26 и 33 при отпущенных контргайках 27 и 34, изменяя положение прижимной планки 31, установить необходимое усилие прижима.
Для установки задней бабки соосно со шпинделем при помощи винтов 41 совмещают в одну плоскость поверхности платиков А, расположенных на опорной плите 28 и корпусе 2.
Коробка подач
При ремонте станка особое внимание следует обратить на правильность монтажа механизма переключении зубчатых колес, смонтированного на плите 38, которая крепится к корпусу 3, коробки подач. Во избежание нарушения порядка сцепления зубчатых колес коробки подач при сборке нужно совместить риски, нанесенные на шестернях 51 и 52.
Фартук
Регулирование усилия, развиваемого механизмом подач, производится поворотом гайки 11. Величина усилия определяется динамометром, который нужно установить между жестким упором 47 и кареткой 19 . Следует следить за тем, чтобы величина усилия не превышала допустимую.
Маточная гайка 62, установленная на кронштейне 61, отрегулирована на заводе.
В случае необходимости восстановления или замены изношенной гайки при ремонте нужно воспользоваться специальными кондукторным приспособлением и метчиком.
Суппорт
Мертвый ход винта 20 привода поперечных салазок 11, возникающий при износе гаек 22 и 23, устраняется следующим образом.
Снимается крышка 12 и при помощи выколотки (бородки) из мягкого металла отворачивается контргайка 15. Выборка зазора в винтовой паре осуществляется вращением гайки 14. Величина зазора определяется по лимбу 40 при легком поворачивании рукоятки 33. Оптимальная величина зазора в винтовой паре соответствует свободному ходу в пределах одного деления лимба. Затем контргайки 15 затягивается и устанавливается крышка 12.
Поставляемый по особому заказу задний резцедержатель 8 устанавливается на поперечных салазках.
Если по мере износа рукоятка 4 в зажатом положении останавливается в неудобном для токаря месте, то посредством подшлифовывания или замены проставочного кольца 1 можно установить рукоятку 4 в требуемое положение.
При понижении точности фиксации резцедержателя 43 нужно разобрать резцовую головку и произвести тщательную очистку рабочих поверхностей сопрягаемых деталей. При дроблении резцедержателя необходимо провести притирку конусов.
Установка оптимального зазора между кареткой 19 и планками 18, 64 и 66 осуществляется путем шлифования последних.
Выборка зазора в направляющих поперечины салазок 11 и резцовых салазок 9 производится подтягиванием соответствующих клиньев 52 и 42 при помощи винтов, головки которых расположены в отверстиях протекторов 41 и 49.
Для удобства определения величин перемещения резцовых и поперечных салазок при об-работке деталей суппорт снабжен масштабными линейками.
На резцовых салазках 9 установлена линейка с ценой деления 1 мм.
Отсчет производится по визиру, закрепленному на поворотной части 10 суппорта.
На каретке 19 установлена линейка с ценой деления 10 мм на диаметр изделия, по которой осуществляется контроль величины перемещения поперечных салазок И при помощи закрепленного на них визира.
Конструкция линейки, закрепленной на каретке, предусматривает установку жесткого упора поперечных перемещений, поставляемого по особому заказу.
Жесткий микрометрический упор 47 ограничения продольных перемещений крепится на передней полке станины двумя винтами 82.
Станок модели 16К20П комплектуется суппортом с механическим приводом резцовых салазок , который также по особому заказу может быть поставлен со станком модели 16К20. Включение механического перемещения резцовых салазок 9 осуществляется вытягиванием на себя кнопки 122 при зажатой рукоятке 129. Величина подачи резцовых салазок равна величины продольной подачи суппорта.
Примечание. Номерами, начинающимися со 100, обозначены детали, .относящиеся только к суппорту с механическим приводом резцовых салазок. Числами меньше 100 — детали, унифицированные от суппорта с ручным перемещением резцовых салазок .
Представленная на схема служит для правильной установки заглушек, пробок и прокладок системы смазки в каретку при ремонте станка.
Коробка передач (сменные шестерни)
Коробка передач (сменные шестерни) служит для передачи вращения от выходного вала (ось I) шпиндельной бабки на выходной вал (ось II) коробки подач с помощью установки комбинаций сменных шестерен в соответствии со схемами таблицы. Станок можно налаживать на нарезание различных резьб.
Сменные шестерни К и N монтируются на шлицевых валах и закрепляются болтами 9 через шайбы 8.
Промежуточные шестерни L и М устанавливаются на шлицевой втулке 10 оси 13, закрепляемой при помощи ключа в требуемом месте паза кронштейна З, который фиксируется гайкой 6.
На торцах сменных шестерен К, L, М, N нанесены (см. упаковочный лист), число зубьев z и модуль т.
При закреплении кронштейна 3 и оси 13 нужно установить сменные шестерни с минимальным радиальным зазором.
Нельзя забывать о регулярной смазке (см. п. 6.2. «Карта смазки») сменных, шестерен и втулки 10, которая смазывается через колпачковую масленку 12.
Станина, рейки, ходовой винт, ходовой вал и привод быстрых перемещений суппорта
Натяжение ремня привода быстрых перемещений суппорта осуществляется регулировочным винтом 3, который контрится гайкой 2.
При чистке ходового винта 13 и ходового вала 14 необходимо снять щитки 9 и 10. Для этого нужно отпустить винты 19 и вынуть щитки со стороны заднего кронштейна 18.
Электрическая схема
Пуск электродвигателя главного привода M1 и гидростанции М4 осуществляется нажатием кнопки S4 которая замыкает цепь катушки контактора К1, переводя его на самопитание. Останов электродвигателя главного привода Ml осуществляется нажатием кнопки S3.
Управление электродвигателем быстрого перемещения каретки и суппорта М2 осуществляется нажатием толчковой кнопки, встроенной в рукоятку фартука и воздействующей «а конечный выключатель S8.
Пуск и останов электронасоса охлаждения М3 производится переключателем S7.
Работа электронасоса сблокирована с электродвигателем главного привода M1 и включение его возможно только после замыкания контактов пускателя К1.
Для ограничения холостого хода электродвигателя главного привода в схеме имеется реле времени КЗ. В средних (нейтральных) положениях рукояток включения фрикционной муфты главного привода замыкается нормально закрытый контакт конечного выключателя S6 и включается реле времени КЗ, которое через установленную выдержку времени отключит своим контактом электродвигатель главного привода. Производить перестройку выдержки времени в рабочем состоянии реле категорически запрещается.
Защита электродвигателей главного привода, привода быстрого перемещения каретки и суппорта, электронасоса охлаждения и трансформатора от токов коротких замыканий производится автоматическими выключателями и плавкими предохранителями.
Защита электродвигателей (кроме электродвигателя М2) от длительных перегрузок осуществляется тепловыми реле. Номинальные данные аппаратов, изменяющиеся в зависимости от напряжения питающей сети.