10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить старый аккумулятор

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Один из важных элементов авто, требующих проверки, является аккумулятор, или АКБ. Исправность аккумулятора и его работоспособность очень важны, так как именно благодаря АКБ автомобиль заводится, и от него же питаются электроэнергией все системы машины: фары ближнего и дальнего света, медиасистема и многое другое.

Содержание

Если вы уже встретились с продавцом и хотите быть уверенным в том, что в случае покупки автомобиля вам не придётся первым же делом сломя голову бежать в магазин за новым АКБ, стоимость которого обычно составляет более 10 тысяч рублей, то у вас есть несколько способов проверить аккумулятор на авто:

  • Осмотреть аккумулятор внешне;
  • Измерить напряжение на аккумуляторе мультиметром;
  • Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
  • Проверить уровень электролита в аккумуляторе.

Каждый вопрос мы рассмотрим детально, но сразу отметим, что четвёртый вариант с проверкой уровня электролита доступен только для обслуживаемых аккумуляторов. Но так или иначе, существует ряд методов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, и в этой статье мы их рассмотрим.

Внешний осмотр аккумулятора

Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.

В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ – прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода – плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.

Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.

При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора.

    • Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
    • Окисление выводов – невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт – это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
    • Трещины на корпусе – аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
    • Грязь, пыль, подтёки электролита – всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.

Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко – аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.

Измерение напряжения мультиметром

Если вы не хотите проверять состояние аккумулятора «на глаз», или же просто хотите иметь на руках точные результаты в численном выражении, вам потребуется такое устройство, как мультиметр.

Итак, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: само по себе устройство имеет два щупа, один из которых красного цвета, а другой – черного. Для того, чтобы измерить напряжение на батарее аккумулятора, требуется перевести мультиметр в режим измерения и прислонить красный щуп к «плюсовому» выводу, а чёрный щуп, соответственно, к «минусовому».

Процедура проводится на выводах аккумулятора без нагрузки. В случае, если аккумулятор как следует заряжен, результат на приборе составит порядка 12,6-12,9 вольта. Это нормальное напряжение, которое должно быть на полностью заряженном АКБ. Если вы напутали с цветами щупов, то цифра будет та же, просто отобразится со знаком минус.

Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше – от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше – начнется процесс электролиза воды.

Существует метод, как по напряжению определить степень разрядки аккумулятора. Напряжение 12,5 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,1 — на 50%, а 12 — на 10 процентов. Хотя метод и приблизительный, однако проверенный.

Мерить прибором также желательно «на холодную», так как недавно работавший автомобиль может выдать более высокие значения и ввести в заблуждение. Мультиметр проверяет степень заряженности, но не даёт исчерпывающей информации о его работоспособности. Для этого лучше применить нагрузочную вилку.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – инструмент очень точный, однако редко встречается в «ручном» обращении, так как применяется преимущественно на СТО. Прелесть этого способа проверки в том, что благодаря ему будет известен абсолютно точный результат.

Нагрузочная вилка работает схожим с мультиметром образом: она также подключается к клеммам аккумулятора, но даёт ток короткого замыкания. Как мы уже говорили, без нагрузки показатель должен приближаться к 13 вольтам. Нагрузочная вилка имитирует работу стартера, из-за чего напряжение в момент применения «проседает».

Падение должно быть не более, чем до 9 вольт. В противном случае это будет означать, что аккумулятор сильно разряжен. После снятия нагрузки показатель снова «откатывается» к изначальному значению. Если под нагрузкой напряжение «проседает» до 5, а то и до 3 вольт, это означает, что аккумулятор не сможет запустить двигатель автомобиля.

Над сменой аккумулятора рекомендуется задуматься уже в том случае, если напряжение при использовании нагрузочной вилки падает ниже 9 вольт.

Крайне важное замечание: нагрузочная вилка подаёт напряжение порядка 200 ампер на аккумулятор, и ей не рекомендуется пользоваться при низкой температуре. Идеальными условиями для «полевого» использования данного аппарата является температура +20-25 градусов Цельсия.

В случае, если подать напряжение на холодный аккумулятор, есть риск его сильно разрядить.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим. Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.

Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод. Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

Как правильно проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность?

Каждый владелец автомобиля обязательно сталкивается с необходимостью определения исправности аккумулятора. Производитель гарантирует его нормальную работу в течение двух лет. Но это бывает не всегда. Как можно самостоятельно проверить работоспособность аккумулятора автомобиля?

Проведем визуальный осмотр

При эксплуатации автомобиля, от водителя требуется регулярно следить, в каком состоянии находится аккумулятор. Осматривая прибор, больше всего внимания требуется уделить нескольким факторам:

  • Состояние корпуса. Не допускаются трещины и сколы.
  • Грязь.
  • Чистота клемм.
  • Потеки электролита.
  • Зажим клемм.
  • Надежная фиксация.

Если на корпус устройства машины попала влага, это обязательно приведет к быстрому саморазряду. Если клеммы аккумуляторной батареи плохо закреплены, исчезнет плотный контакт с выводами. В результате в контактных соединениях увеличиться сопротивление. Уменьшится пусковой ток стартера, двигатель перестанет заводиться. Начнут греться клеммы, резко снизится зарядка аккумулятора.

Чтобы не допустить появления таких проблем, АКБ должна обязательно быть чистой. Постоянно проверять крепежные соединения. Потеки электролита легко устранить щелочным раствором, в состав которого входит:

Смесь удаляется с поверхности сухой тряпочкой. Контакты зачищают нулевой шкуркой, затем смазывают машинным маслом. Такое обслуживание сведет к минимуму появление неисправностей аккумулятора.

Проверяем состояние электролита

Определить существующую плотность электролита возможно лишь на обслуживаемых приборах. Аппарат устанавливают на ровную, горизонтальную поверхность, откручивают все пробки. Электролит должен полностью закрывать пластины.

Чтобы проверить уровень электролита в аккумуляторе, требуется взять обыкновенную стеклянную трубочку. Затем опустить в банку, пока она не коснется пластины. Верхний конец закрывается пальцем. В извлеченной трубке, высоты электролита должна быть в пределах 10–15 мм. Такие замеры проводятся во всех банках. Чтобы уровень кислоты достигал нормального значения, добавляют дистиллированную воду.

Плотность аккумулятора проверяется ареометром, на предварительно заряженном аккумуляторе. Температура воздуха должна быть не более 25 градусов. В состав прибора входит две детали:

  • Резиновая груша.
  • Градуированный поплавок.

Шкала показывает удельный вес электролита, по системе СГС. Операции с электролитом требуют соблюдения техники безопасности. Глаза и руки должны быть надежно защищены.

Чтобы проверить значение плотности электролита, кончик ареометра помещают в аккумуляторную банку. С помощью груши втягивается электролит. Причем прибор должен свободно плавать в этот момент. Линия поверхности электролита, которую показывает шкала ареометра, соответствует его плотности.

Существуют специальные таблицы, по которым можно определить соответствие значения плотности электролита, относительно степени заряженности батареи. Таким образом, проверяется работоспособность аккумулятора.

Стандартное значение нормальной плотности находится в пределах 1,28 +-0,01 г/см3. Если значение плотности уменьшилось на 0,01 г/см3, следовательно, банка разрядилась, приблизительно на 4–6 %.

К примеру, возьмем показания прибора — 1,23 г/см3. Нормальная плотность должна достигать 1,28 г/см3, разница составляет 0,05. Следовательно, батарея находится в разряженном состоянии примерно на 30%, срочно требуется подзарядка. Чтобы провести проверку аккумулятор на работоспособность, подобная операция должна проводиться один раз в полгода.

Проверяем батарею нагрузочной вилкой

Этот прибор может проверять любые аккумуляторы. Он показывает значение уровня заряда АКБ, характеризующего работоспособность АКБ. В состав нагрузочной вилки входит вольтметр, находящийся в прочном корпусе. Он соединен с добавочными нагрузочными сопротивлениями. Специальные контакты, выведены наружу.

Проверка вилкой осуществляется лишь обслуживаемых аккумуляторов, отключенных от автомобиля. Предварительно зачищаются клеммы, протирается корпус, банки остаются закрытыми.

Сначала напряжение батареи проверяется без нагрузки. Берется вилка, отключается нагрузочные сопротивления. Затем ножки плотно прижимаются к клеммам.Фиксируются данные вольтметра. Если плотность электролита достигает 1,28 г/см3, а напряжение, определяемое без нагрузки, превышает 12,7 вольта, значит батарея окончательно разрядилась. Если значение напряжения уменьшилось на 0,2 вольта, следовательно, батарея разрядилась на 20 %.

Нагрузочная вилка позволяет проводить измерения, имитируя настоящую работу АКБ. Берется вилка, к ней подсоединяется нагрузочное сопротивление, равное 1-1,4 емкости батареи. Во время измерения, ножки плотно удерживаются на клеммах, примерно пять секунд.

Данные вольтметра отмечаются на последней, пятой секунде. Если напряжение будет достигать 10,2 вольта, такой аккумулятор считается полностью заряженным. Если во время измерения, напряжение начинает падать, его значение не превышает 7,8 вольта, значит, батарея полностью разрядилась. Когда напряжения уменьшается на 0,6 вольта, степень зарядки падает примерно на 25%. Когда не нагруженная батарея показывает полный заряд, а при нагрузке, значение напряжения начинает резко падать, значит, батарея, вышла из строя.

Мультиметр для проверки аккумулятора

Этот прибор позволяет измерить напряжение, а также выяснить степень заряда аккумуляторной батареи. Чтобы работать с таким прибором, требуется провести несколько действий в определенной последовательности:

  • Устанавливается постоянное напряжение.
  • Выставляются нужные пределы.
  • Щуп черного цвета подсоединяется к минусу.
  • Красный фиксируется на плюсе.
  • Записываются данные, показанные на экране прибора.

Заряженный аккумулятор показывает напряжение, превышающее 12,7 вольт. При его значении 11,7 В, говорят о полном разряде батареи. Величина заряда батареи легко подсчитывается, если учесть, что уменьшение напряжения на 0,1 вольта, обозначает уменьшение степени заряда, примерно на 10%.

Как можно проверить батарею не имея приборов

Новейшие необслуживаемые аккумуляторы оборудованы встроенными индикаторами, некоторые имеют систему самодиагностики. Достаточно прочитать инструкцию к такой батарее, что определить в каком состоянии находится заряд АКБ.

Если такая система отсутствует, можно выполнить простейшую проверку. Батарею нужно хорошо очистить от грязи, протереть сухой тряпкой. Проверить фиксацию клемм.Если нужно, увеличить силу затяжки. На работающем двигателе проверяется напряжение заряда аккумулятора, происходящего от работы генератора.

Если в течение пяти минут после включения фар на незаведенном автомобиле, яркость останется неизменной, следовательно, заряд батареи соответствует нормальному значению.

Следуя вышеописанным рекомендациям, можно легко установить работоспособность любого аккумулятора. Чтобы батарея прослужила намного дольше, требуется регулярное обслуживание. Категорически запрещается проводить измерения, если батарея находится в замерзшем состоянии.

Видео про проверку акб на работоспособность


Как проверить аккумулятор автомобиля

Вопрос «как проверить аккумулятор автомобиля» возникает, как правило, в двух случаях: при покупке новой батареи или если обнаружилась какая-то неисправность АКБ, уже находящегося под капотом. Причина неисправности может быть как в недозарядке так и в перезаряде аккумуляторной батареи.

Недозаряд бывает из-за сульфатации пластин АКБ, которая возникает при частых поездках на короткие расстояния, неисправном реле регулятора напряжения генератора и включении прогрева.

Перезаряд также возникает из-за неисправности регулятора напряжения, только в этом случае он подает завышенное напряжение с генератора. Вследствие этого, осыпаются пластины, а если аккумулятор необслуживаемого типа, то он может подвергнуться и механической деформации.

Как проверить аккумулятор своими руками

Итак, как же проверить работоспособность аккумулятора автомобиля?

Диагностика аккумулятора — проверка напряжения, уровня и плотности.

Для этого нужно знать как:

Обычному обывателю из всех этих методов доступнее всего лишь тестером проверить аккумулятор автомобиля и визуально его осмотреть, ну и разве что заглянуть вовнутрь (если АКБ обслуживаемая) дабы посмотреть цвет и уровень электролита. А чтобы полностью проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность дома нужны еще денсиметр и нагрузочная вилка. Только так картина из состоянием батареи будет максимально ясна.

Поэтому, если таких приборов нет, то минимальные действия которые доступны всем — это использовать мультиметр, линейку и воспользоваться штатными потребителями.

Как проверить аккумулятор своими руками

Чтобы сделать проверку аккумулятора без спецсредств, нужно знать его мощность (скажем, 60 Ампер/час) и нагрузить его потребителями наполовину. Например, подключив параллельно несколько лампочек. Если спустя 5 минут работы они стали гореть тускло, значит, АКБ не работает как надо.

Как видите такая домашняя проверка слишком примитивна, поэтому без инструкции как узнать реальное состояние автомобильного аккумулятора не обойтись. Придется подробно рассмотреть принципы и все доступные методы проверки, вплоть до измерения плотности электролита и испытания нагрузкой с имитацией работы стартера.

Как визуально проверить аккумулятор

Осмотреть корпус аккумулятора на наличие трещин корпуса и потеков электролита. Трещины могут возникнуть в зимнее время, если АКБ плохо закреплен и имеет хрупкий пластиковый корпус. При работе на аккумуляторе собираются влага, грязь, испарения или потеки электролита, что, вместе с окисленными клеммами, способствует саморазряду. Проверить можно, если подключить один щуп вольтметра на «+», а вторым провести по поверхности АКБ. Прибор покажет, какое напряжение саморазряда имеется на конкретном аккумуляторе.

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

Уровень электролита проверяется только на тех АКБ на которых предусмотрено обслуживание. Для его проверки нужно опустить стеклянную трубочку (с нанесенными делениями) в заливное отверстие аккумулятора. Достав до сепараторной сеточки нужно зажать пальцем верхний край трубочки и вытащить ее. Уровень электролита в трубке будет равным уровню в батарее. Нормальный уровень 10-12 мм над пластинами аккумулятора.

Как проверить плотность электролита аккумулятора

Для измерения уровня плотности электролита понадобится автомобильный ареометр. Его нужно опустить в заливное отверстие аккумулятора и с помощью груши набрать такое количество электролита, чтобы поплавок свободно болтался. Затем посмотреть уровень по шкале ареометра.

Особенность такого измерение является то, что плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом в некоторых регионах будет разной в зависимости от сезона и среднесуточной температуры на улице. В таблице представлены данные на которые стоит ориентироваться.

Проверяем новый или старый аккумулятор на исправность

Аккумуляторы могут быть легко выведены из строя коротким замыканием либо пребыванием в глубоком разряде длительное время. Каждый раз после возникновения подобных ситуаций, а также при механических повреждения изделия, необходимо провести тщательную проверку исправности АКБ. О том, как осуществить подобные исследования различными способами, будет подробно рассказано в этой статье.

Что потребуется для проверки

Прежде всего, необходимо снять аккумулятор с машины и тщательно очистить его корпус от пыли. Затем следует приготовить инструменты и приспособления, которые могут понадобиться для проведения различных измерений. Для определения наличие или отсутствие износа батареи не обойтись без:

  • Мультиметра.
  • Нагрузочной вилки.
  • Ареометра.
  • Отвёртки.

Также рекомендуется приготовить фонарик для визуального определения уровня электролита в банках. Когда всё необходимое будет приготовлено, можно приступать к детальному тестированию аккумулятора на работоспособность.

Что можно проверить в аккумуляторе

В аккумуляторе можно проверить множество параметров, среди которых напряжение, сила тока, ёмкость и ток саморазряда. Кроме этого, во время проведения осмотра замеряется уровень электролита в банках и его плотность.

Во многих случаях достаточно получить значение одного из указанных измерений, чтобы довольно точно протестировать состояние батареи, но желательно сделать полную проверку, чтобы получить более точную информацию.

Визуальный осмотр

Прежде всего, следует провести визуальный осмотр батареи. Если в результате проверки будут найдены сколы и трещины на корпусе, то причиной неудовлетворительной работы АКБ может являться утечка электролита. Даже если аккумулятор находится в хорошем техническом состоянии, подобные повреждения могут указывать на возможный выход изделия из строя, в самое ближайшее время.

При покупке нового аккумулятора наличие вмятин и потёртостей будет указывать на то, что при хранении и транспортировки изделие подвергалось повышенным механическим нагрузкам. Такие внешние недостатки, могут привести к очень скорому выходу АКБ из строя, поэтому от покупки, лучше отказаться.

Состояние электролита

Даже если нет возможности установить точные показатели тока и напряжения обслуживаемого аккумулятора, оценить его работоспособность можно по состоянию электролита. Чтобы добраться до заливаемой в банки жидкости потребуется открыть пробки, которые, как правило, имеют крестообразные вырезы для отвёртки.

Некоторые аккумуляторы оснащены индикатором заряда (глазок на крышке аккумулятора), по которому можно все узнать о степени заряженности, уровне жидкости и плотности электролита.

Индикатор заряда

Открутив запорные элементы и посветив фонариком в каждую банку можно определить примерный уровень электролита. Очень опасным для работоспособности аккумулятора состоянием является оголение пластин, то есть, если уровень жидкости опускается ниже критической отметки. Эксплуатация АКБ в таком состояния в кратчайшие сроки приведёт к разрушению наполнителя решёток, что может вызвать короткое замыкание.

Если электролита достаточно в банках, то следует произвести замеры плотности этой жидкости с помощью ареометра. Полностью заряженный аккумулятор должен иметь показатель плотности не менее 1,27 г/ см3.

Наличие бурого оттенка в электролите может также указывать на разрушение пластин, поэтому, в этом случае, лучше аккуратно выкачать с помощью груши максимальное количество жидкости и залить такой же объём нового раствора кислоты.

Уровень заряда

Зная точно, какое напряжение на клеммах аккумулятора соответствует стопроцентной заряженности, можно правильно определить уровень заряда АКБ. Для свинцовых двенадцативольтовых аккумуляторов это значение равно 12,7 В. Осуществить замеры можно с помощью любого тестера, переведённого в режим измерения постоянного тока. Подробнее читаем ТУТ.

Для этого типа автомобильных аккумуляторов наличие на клеммах напряжения, равного 12 Вольтам указывает на то, что батарея разряжена наполовину и требует немедленной подзарядки от сетевого ЗУ.

Определяем ёмкость

Ёмкость всегда указывается на корпусе АКБ, а также в инструкции к изделию. Если на аккумуляторе отсутствуют этикетки, то с помощью дополнительных устройств можно примерно оценить фактическую ёмкость батареи.

Для проведения испытаний необходимо полностью зарядить аккумулятор, приобрести или изготовить самостоятельно стабилизатор на 12 Вольт, а также подготовить амперметр и секундомер.

Учитывая большой пусковой ток автомобильного аккумулятора, понадобится также нагрузка, которая может быть любым двенадцативольтовым устройством мощностью 100 – 200 Ватт.

Определяется ёмкость аккумулятора в такой последовательности:

  • В электрическую цепь последовательно подключаются аккумулятор, стабилизатор, амперметр и нагрузка.
  • При включении потребителя электрического тока необходимо сразу активировать секундомер и записать показатели амперметра.
  • После того как стабилизатор не будет справляться с поддержанием напряжения на заданном уровне секундомер останавливают и значение этого прибора в часах умножают на показатели амперметра, выраженные в амперах. В результате получится приблизительная ёмкость батареи в Ач.

При проведении замеров этого параметра на АКБ, находящейся в хорошем техническом состоянии, процедура может затянуться на несколько часов. Также следует учитывать негативное воздействие полного разряда на многие модели свинцовых батарей.

Проверяем пусковой ток

Ток холодной прокрутки является важнейшим параметром любой стартерной батареи. Этот показатель выражается в амперах и может достигать значения более 1 тысячи (грузовые модели АКБ). Определить пусковой ток можно с помощью нагрузки с минимальным сопротивлением и амперметра, соединённого последовательно в цепь.

Как правило, такие замеры осуществляются на полностью заряженном аккумуляторе, при этом разряжаться батарея должна при максимальном токе не более 30 секунд.

Высокий ток утечки

Наличие утечки тока

Если во время стоянки автомобиля аккумулятор подключён к электрической сети, то наличие утечки тока – это нормальное явление. Даже при выключенном зажигании такие устройства как сигнализация или магнитола могут работать в дежурном режиме, потребляя небольшое количество электроэнергии.

Чтобы протестировать аккумулятор на наличие тока утечки достаточно подключить амперметр между положительной клеммой батареи и плюсовым проводом машины. В результате на цифровом дисплее или стрелочном шкале отобразится точное значение силы тока, потребляемой автомобилем в состоянии покоя.

Состояние пластин и банок

Разобрать аккумулятор и посмотреть на пластины для определения их состояния не получится, но можно по косвенным признакам определить наличие сульфатации или короткого замыкания.

Если при подаче на клеммы аккумулятора рекомендованной заводом-изготовителем силы тока происходит быстрое закипание электролита, то такое «поведение» батареи практически всегда указывает на наличие сульфатации пластин.

Короткое замыкание банок, наоборот приведёт к тому, что химический процесс в определённом резервуаре не будет происходить. То есть электролит не будет кипеть только в той банке, которая замкнута.

Дата выпуска

Определить год выпуска АКБ до её приобретения важно потому, что при длительном хранении нового аккумулятора происходит снижение его заряженности в результате саморазряда. При длительном хранении разряженного АКБ произойдёт сульфатация пластин, что вызовет снижение эффективного срока эксплуатации изделия.

Практически всегда маркировка наносится на верхнюю крышку или ручку изделия. Расшифровать такой код бывает непросто, но получить точную информацию на эту тему можно на официальном сайте производителя либо в инструкции изделия.

В каком случае можно использовать аккумулятор

Аккумуляторную батарею можно использовать только в том случае, если её основные показатели находятся в норме, а именно:

  • Напряжение и разрядный ток соответствуют номинальным значениям.
  • Ёмкость изделия равна заявленной производителем либо незначительно снижена.

Если батарея прекрасно крутит стартер во время запуска двигателя, то, скорее всего, указанные выше параметры полностью соответствуют оптимальным значениям.

При каких неисправностях не допускается эксплуатация

Эксплуатация автомобильного аккумулятора запрещена при следующих неисправностях:

  • Аккумулятор постоянно закипает при зарядке от генератора.
  • При наличии утечки сернокислого раствора.
  • Если батарея не соответствует машине по пусковому току напряжению или габаритам.

Эксплуатация запрещается также во всех случаях, когда существует опасность взрыва или возгорания АКБ.

Остались вопросы, не удалось решить проблему или есть чем дополнить статью? Тогда напишите нам об этом в комментариях. Это поможет сделать материал более полным и полезным!

Проверка и восстановление аккумулятора: тестирование мультиметром, нагрузочной вилкой и ареометром

1. Виды неисправностей АКБ 2. Способы проверки аккумулятора 3. Как восстановить аккумулятор 4. Восстановление сменного аккумулятора 5. Рекомендации по эксплуатации

При длительной эксплуатации автомобиля для проверки работоспособности комплектующих необходимо периодически проходить техническое обслуживание. Автоаккумулятор (АКБ) — один из главных элементов, для которого важна своевременная диагностика. При каждом включении стартера автомобиля уменьшается заряд батареи, но он восполняется после запуска двигателя. Нарушение принципа работы приводит к утрате изначальной емкости, иным поломкам.

Виды неисправностей АКБ

Автоаккумулятор — емкость с набором положительных и отрицательных пластин из свинца или сплавов на основе лития, никеля, других металлов. Устранить можно только некоторые возникающие неисправности, при критическом состоянии целесообразно приобрести новый АКБ. Наиболее частые поломки:

  • Отсутствие сульфатации пластин. Признаки — уменьшение емкости, недостаток мощности для вращения стартера, нагревание пластин, увеличение силы напряжения на токовыводах, кипение электролита.
  • Нарушение целостности корпуса, коррозия угольных пластин. Неполадка выявляется по затемненному окрасу серной кислоты в батарее. Восстановить аккумулятор самостоятельно практически невозможно.
  • Замыкание свинцовых пластин, размещенных в одной секции рядом друг с другом. Пластины может замкнуть из-за выкипания электролита, чрезмерного нагрева секции. Для восстановления работоспособности потребуется приобрести и установить новые пластины.
  • Замерзание электролита. Некорректная эксплуатация АКБ, ошибки хранения приводят к тому, что зимой снижается температура жидкости. В результате повреждается корпус батареи, внутренние пластины из лития и свинца.

В ряде случаев для выявления работоспособности достаточно проверить стартер на аккумуляторе. Установить точную причину поможет комплексная диагностика с применением специализированного оборудования.

Способы проверки аккумулятора

Проверить аккумулятор любого автомобиля можно разными способами. Каждая методика имеет свои особенности, проводится в зависимости от текущего состояния батареи.

Внешний осмотр

Начинать проверку всегда нужно с визуального осмотра, в ходе которого выявляются загрязнения корпуса батареи, окисление выводов, образование ржавчины, нарушение целостности поверхности. Внешне осматривать элемент можно при каждом открытии капота, это не займет много времени, поможет обнаружить неисправности на ранней стадии.

Также стоит обратить внимание на прочность соединения клемм с токовыводами. Если они соединены ненадежно, возрастает риск активного окисления контактов. Нужно проверить крепление батареи на посадочном месте, очистить корпус от грязи, чтобы заряд не израсходовался через токопроводящий налет.

Проверка мультиметром

Определить показатель напряжения на аккумуляторе можно при помощи измерительного прибора, который называется мультиметром. Для этого нужно переключить аппарат на соответствующий режим, красный отвод соединить с положительным выводом, черный — с отрицательным, не допуская при этом переполюсовки. Измерять напряжение можно на выводах батареи только без подачи нагрузки.

Средний показатель при запущенном двигателе составляет 12,9–13,4 В. Если уровень меньше, начнет уменьшаться емкость аккумулятора, при завышенном значении – активизируется процесс электролиза.

Проверка нагрузочной вилкой

Поскольку проверить мультиметром можно только уровень напряжения, а не комплексное состояние аккумулятора, в дополнение к нему следует использовать нагрузочную вилку. Эта разновидность тестера имитирует нагрузку на аккумулятор. Она сопоставима с той, которую АКБ испытывает при постоянной работе мотора. Создание таких условий позволяет объективно оценивать исправность.

Нагрузочная вилка оснащена клеммами, которые нужно подключить к выводам батареи. Нормативное значение на вольтметре должно составлять от 12,6 до 12,9 В. После подачи нагрузки уровень может упасть до 10,2 В. Уменьшенное показание говорит об изношенности, необходимости ремонта.

Тестирование ареометром

Чтобы получить информацию о состоянии электролита в АКБ, потребуется ареометр. Для измерения плотности нужно откачать жидкость в колбу, поместить внутрь прибор. Отметка, которая будет находиться на линии поверхности электролита, означает показатель плотности. Для точности можно повторить процедуру с жидкостью из каждой банки. Норма зависит от марки автомобиля, установленной батареи. Узнать значение можно в инструкции по эксплуатации машины или у производителя.

Как восстановить аккумулятор

Изношенный аккумулятор автомобиля без повреждений и глубоких трещин можно восстановить. Существует несколько проверенных способов восстановления аккумулятора:

  • Посредством принудительной сульфатации. Слив электролит, очистив емкости дистиллированной водой, нужно осмотреть пластины в секции. Если они не осыпались, не утратили целостность, достаточно залить свежую порцию электролита и дождаться процесса сульфатации (растворение на пластинах свинцовых сульфатов).
  • Восстановление с применением контрольно-тренировочного цикла. Серия циклов попеременного заряда и разряда генератора помогает восстановить уровень первоначальной емкости. Полностью зарядите батарею, после чего приступите к разрядке, подключив к аккумулятору лампочку с подходящей амперной мощностью. Чтобы рассчитать правильный ампераж нужно взять 10% от емкости батареи, умножить показатель на 12 В.
  • Восстановление в режиме многократной зарядки. Установив уровень тока на отметку 0,04 от номинальной емкости, заряжайте аккумулятор в течение 8 часов. После этого отключите зарядку на 12–14 часов. Продолжительная пауза перед следующей подачей тока выравнивает потенциалы внутри и на поверхности пластин. В результате электролит с максимальной плотностью попадает в пространство между электродами. Количество циклов дозарядки — до пяти.
  • С использованием химических средств. Полностью зарядив аккумулятор, слейте электролит, прочистите емкости дистиллированной водой. В очищенные банки залейте раствор Трилона В, оставьте на 1–1,5 часа. После завершения процесса газовыделения еще раз продистиллируйте емкость, добавьте новый электролит и оставьте его заряжаться.

Испробуйте несколько методик восстановления АКБ. Выберите наиболее подходящий вариант. Применять разные способы можно по очереди, не испортив батарею.

Восстановление сменного аккумулятора

Если есть возможность временно заменить неисправный АКБ другим, то агрегат удастся починить безопаснее, но на это уйдет больше времени. Способ может занять до месяца, поэтому применяется автовладельцами только при крайней необходимости.

Сначала требуется слить электролит, налить в емкость дистиллированной воды. Пластины должны полностью оказаться под жидкостью. Затем к аккумулятору подключается зарядка, подается напряжение порядка 14 В. В таком режиме АКБ оставляется на пару часов. Если после этого внутри будут интенсивно выделяться газы, снизьте напряжение до тех пор, пока газообразование не станет минимальным.

Залитая дистиллированная вода будет постепенно приобретать свойства электролита низкой концентрации. За счет протекания химической реакции полностью растворится сульфат свинца. Продержать АКБ в таком состоянии нужно на протяжении 1–2 недель, затем необходимо добавить новую дистиллированную воду, оставить еще на 2 недели. Если после измерения образовавшегося электролита он не поменяет плотность, то процесс можно завершить.

Рекомендации по эксплуатации

Для предотвращения поломок АКБ достаточно соблюдать ряд правил:

  • Содержите батарею в чистоте, устраняйте подтеки автомобильного масла и электролита, чистите токовыводы, клеммы от окисления.
  • Периодически подзаряжайте аккумулятор от сетевого устройства. Лучше — ежеквартально, зимой — раз в месяц.
  • Поддерживайте уровень электролита выше минимально допустимой отметки. При высокой температуре воздуха чаще проверяйте наличие достаточного количества жидкости, т.к. ей свойственно выкипать.
  • Измеряйте плотность электролита только при заряженной АКБ.
  • Отслеживайте исправность состояния бортовой сети машины.

Даже при успешном восстановлении аккумулятора нужно помнить, что он имеет ограниченный период эксплуатации. На практике автомобильные батареи подлежат однократному восстановлению, после этого они утрачивают первоначальные характеристики, нуждаются в замене.

Как проверить аккумулятор автомобиля. Способы проверки работоспособности АКБ

Задаются вопросом «Как лучше всего приступить к проверке аккумулятора авто?», многие автомобилисты. Возникает он, в основном в 2 случаях: при обнаружении неисправностей, а также в результате покупки новой батареи. Возникать проблемы могут даже в результате перезарядки батареи, либо в случаях недозарядки.

Последний случай бывает, в основном, из-за процесса сульфатации пластин на АКБ, возникающие в результате поездок на небольшие расстояния. Могут возникать проблемы в работе реле на регуляторе напряжения.

А вот перезаряд батареи связан с перебоями в работе регулятора напряжения при повышенных значениях напряжения генератора. В таких ситуациях пластинам свойственно осыпаться, при нерабочем аккумуляторе батарея может и вовсе деформироваться.

Как лучше всего проверять аккумулятор вместе с измерением уровня напряжения, а также уровня ее и плотность.

Как же лучше всего проверить работу АКБ?

  1. Для начала стоит изучить следующие моменты:
  2. Провести внешний осмотр.
  3. Замер значения электролита в батарее.
  4. Замер плотности электролита.
  5. Определение напряжения в батарее.
  6. Осмотр работы АКБ под нагрузкой.

Что включает в себя внешний осмотр батареи?

Первым делом проверяется АКБ на момент образования трещин на корпусе батареи, наблюдаем не образуются ли потёки. В основном трещины могут образовываться в холодное время года, когда батарея плохо прикреплена либо если у АКБ не прочный корпус. На корпусе АКБ образуются грязь и влага, такие проблемы могут приводить к саморазряду. Для проверки возьмите один щуп вольтметра на «плюс», вторым же просто нужно провести по корпусу батареи. Таким способом вы сможете проверить уровень саморазряда.

Потеки, которые остаются от электролита убираются при помощи раствора из щелочи. Смешайте 1ч.л. соды вместе со стаканом воды. Клеммы очищаются наждачной бумагой.

Каким способом измерить уровень электролита в самой батарее?

Проверка уровня электролита возможна лишь на батареях, где предусмотрено обслуживание АКБ. Для этого вооружившись трубочкой из стекла, помещаем в заливное отверстие АКБ. После достижения сепараторной сетки, далее зажимаем трубочку сверху, после чего ее извлекаем. Внутри трубочки уровень электролита будет соответствовать значению электролита в самой АКБ. Оптимальный уровень соответствует значению 10 мм сверху пластин аккумуляторной батареи.

Заниженный уровень электролита может быть связан с процессами выкипания, в таких ситуациях просто надо долить дистиллированной воды. Доливать электролит стоит лишь в ситуации, когда электролит вылился из АКБ.

Каким способом определить плотность электролита АКБ?

Измерять плотность электролита возможно при помощи ареометра. Для этого ареометр помещается в отверстие, а далее при помощи груши набирается необходимое количество электролита, но главное — поплавок должен свободно плавать. После чего проверяем уровень по ареометру.

Как при помощи мультиметра проверить работу аккумуляторной батареи?

Для начала надо на мультиметре диапазон выставить на значение выше максимального. После этого, щуп черного цвета помещается на значение Минус, а щуп красного цвета на указатель «плюс». После чего анализируем показания на приборе.

При этом напряжение не должно превышать отметки 13 Вольт. При значениях меньше такого показателя, свидетельствует о разрядке АКБ, поэтому батарею стоит поставить на зарядку.

Если аккумулятор разрядится полностью, то это приведет к сульфатации пластин.

Проверка аккумулятора самостоятельно

Для определения зарядки без специальных устройств, необходимо знать о мощности АКБ, примерно, она должна составлять 60 Амер/час. После этого стоит нагрузить батарею, для этого можно подключить к АКБ некоторое количество лампочек, если лампочки горят неярко, это говорит о том, что АКБ совсем не справляется.

Как проводить уход за батареей

Для того, чтобы АКБ находилась в рабочем состоянии, необходимо постоянно проверять ее работоспособность. Прежде всего, содержать саму батарею и клеммы необходимо в чистом состоянии, при длительной эксплуатации заряжать и разряжать. В холодное время года или дня необходимо вытаскивать его и заносить в помещение, производители в основном советуют производить зарядку 1 раз в 2 недели, ведь порой потребляется больше энергии, чем при саморазрядке.

Как видим, в проверке АКБ нет ничего страшного, поэтому каждый автовладелец может поддерживать аккумулятор в хорошем состоянии.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика